«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1036.  Прощаются ли грехи без вычитывания молитв и грехов исповедником на исповеди?

 

Непонятна практика некоторых священников давать разрешительную молитву без исповеди. Это есть превращение Святого Таинства в магию: прочел разрешительную молитву — и готово, все грехи прощены. Это большой грех и со стороны исповедующегося, и со стороны священника, уничижающего Святое Таинство. Может случиться так, что священник скажет: "Прощаю и разрешаю",— а Господь скажет: "А Я осуждаю".

 

1037.  Можно ли брать определенную таксу (деньги) за чтение Псалтири по умершим?

 

"А браться читать по умершим и деньги за то брать — никуда негоже" {свт. Феофан Затворник).

 

1038.  Хорошо ли хвалить в лицо?

 

Кто-то из отцов сказал, что похвалить есть то же, что ногу подставить спешно идущему (свт. Феофан Затворник).

 

1039.  Как смотреть на слова сектантов, что Христос с ними?

 

На языке у них только и слышится, что "Христос в нас... Христос в нас", а на деле никаких следов Его присутствия в них не видно. Пашковка, дескать, говорит, что она чувствует в себе благодать. Без Таинств нельзя сего иметь, а по самопрельщению можно так думать.

 

1040.  Правильно ли поступает тот, кто толкует Евангелие от своего ума?

 

Конечно, неправильно. Надо читать толковников — святых отцов, таких как блаженный Феофилакт Болгарский. Иной читает Евангелие, но, криво толкуя читаемое, извращает Евангелие. Такому Евангелие не служит в пользу, и то, что он держит в руках Евангелие, не избавляет его от осуждения в неведении истины.

 

1041.  Как понимать в Евангелии притчу Спасителя о мудром управителе?

 

Спаситель как бы говорит: "Видите, как поступил этот управитель? Не стал охать или ахать, или ждать, пока беда всей тяжестью обрушится на его голову, а тотчас, как узнал, что грозит беда, взялся за дело и ухитрился отвратить ее. Так ухитряйтесь и вы отвратить главную беду, грозящую вам. Какую беду? Ту, что ведь, вы грешны, а за грехи что ожидает вас? Осуждение и такое состояние, в коем вы будете бедственнее всякого бедствующего. Вы находитесь теперь совершенно в таком же положении, в каком управитель. Вот-вот будете отставлены, то есть придет смерть и поставит вас в горькое положение. Не предавайтесь же безпечности, не тратьте попусту время, но позаботьтесь отвратить беду и обезпечить свое будущее. Как? Через благотворение и милостыню" (свт. Феофан Затворник).

 

1042.  Через что особенно воюет злой дух?

 

Враг ратует на нас через мысли, развращая ум, сердце и обременяя их страстями, которыми мы порабощены, а через откровение помыслов старцу получаем прощение и духовное наставление о том, как побеждать мир, плоть и диавола (преп. Иларион Оптинский).

...Но в злых мыслях нет греха никакого, когда воля и разум тем злым мыслям не соизволяет, паче же их ненавидит и не хочет, но они сами на ум лезут нам, а мы их отвращаемся.