«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1055.  Можно ли заменять утренние и вечерние молитвы чтением псалмов, Иисусовой молитвой или чем другим?

 

Заменять вечерние и утренние молитвы чем-либо не надо (свт. Феофан Затворник).

 

1056.  Что такое "непоказность"?

 

Это, чтобы не делать ничего напоказ. Всячески блюдитесь показности. С этим надо соединить забвение своих добрых дел и трудов (свт. Феофан Затворник).

 

1057.  Как относиться к иноверцам?

 

Общение с молоканом, которого вы боитесь, не житейское, разумеется, а религиозное: не общаться в вере, в Таинствах, в молитвах. За чем он приходил к вам, вы должны были помочь ему... Искать их дружества нечего, а когда случится быть вместе, не следует хмуриться на них (свт. Феофан Затворник).

 

1058.  Проснувшись, сразу никак не могу встать с постели.

 

Против немощи, о которой вы писали в последнем письме, хорошее средство — самой спихивать себя с постели (свт. Феофан Затворник).

 

1059.   Можно ли идти в монастырь при жене?

 

Смотри сам, как тебе поступить — идти в монастырь или нет. Говоришь, что супруга отпускает. Стало быть, ты женат. Так как же тебе в монастырь идти при жене. Разве и она пойдет в монастырь? Не вижу, как тебе посоветовать (свт. Феофан Затворник).

 

1060.   Что делать, когда хульные мысли нападают?

 

Относительно хульных помыслов надобно молиться и каяться пред Господом; но не падать духом и не думать, что от этого пагуба. Так как вы не хотите таких помыслов, отвращаетесь от них, то Бог не гневается на вас. Читайте у свт. Димитрия Ростовского об этом статью в первом томе его творений. Богу молитесь на врага, чтобы отогнал. Почаще сказывайте духовнику. И враг отбежит. Он пристает с такими помыслами, когда видит, что душа робеет. А когда увидит, что душа мужественная и понимает его козни, тотчас отстает.

 

1061.   Что важно в поклонах и молитве?

 

Помните, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все то, что у вас написано, проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить, или кое-как, с рассеянной мыслью и блужданием ума. И, следовательно, не молясь, исполнить молитвенное правило. Выйдет, что молитва — грех пред Богом.