«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
1074. Какие страдания великие?
Из всех наших злостраданий славнее те, которые терпим ради Бога... Вообще никаким служением так не бла-гоугождается Бог, как злостраданием.
1075. Какая разница между грехом и страстью?
Авва Дорофей говорит: "Иное суть страсти, и иное грехи, страсти суть: раздражительство, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, совершая с телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним".
1076. Можно ли все духовным заниматься?
Святитель Феофан Затворник говорит, что нельзя все духовным заниматься: надо какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомлена и ни читать, ни думать, ни Богу молиться неспособна.
1077. Можно ли мирскому человеку по четкам молиться?
Святитель Феофан Затворник говорит: "О молитве по четкам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И нам пригодится сие. Только молиться по ним надо не напоказ, а скрытно".
1078. Говорят, ты отсталый?
Отсталый в одном (мирском), а преуспевший в другом (духовном), — и это другое гораздо более высокое. Если бы отставая в человеческих мудрованиях, вы не успевали бы в премудрости Божией, был бы ущерб. Но как вы совершенствуетесь в Божией премудрости, то не ущерб терпите, а большие преимущества приобретаете. Мудрование человеческое временно, Божия премудрость дает вечную жизнь (свт. Феофан Затворник).
1079. В чем должно выражаться приветствие человеку?
Приветливым называют человека, который в обращении с ближними является для всех предупредительным, дружелюбным, ласковым и благожелательным (свт. Феофан Затворник).
1080. Очень прискорбно бывает видеть и слышать, как некоторые глумятся над теми, которые желают частой исповедью перед духовником исправлять свои недостатки.
Враг человеческого спасения излил свою злобу на работающих Господу Богу. Он понимает великую пользу для души, какую приобретает человек через исповедание своих дел... Но поверь несомненно: на общей исповеди, в один раз, где же все припомнить, все недостатки, чтобы получить достойное врачевание всех душевных пороков. Это много удобнее при постоянном наблюдении над собой и постоянной исповеди своему духовнику (иеросхим. Александр Гефсиманский).