«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
1081. Что делать после ухода посетителя?
Когда проводили посетителя и остались одни, тут поскорее надо взяться за душу и поспешить вычистить насеянное, восстановить ее опять пред Господом в благоговейное положение (свт. Феофан Затворник).
1082. Чем укрепляется вера?
Слушай Слово Божие, проповеди и поучения, чаще ходи в храм Божий, читай Слово Божие, творения святых отцов, ищи и вопрошай духовно опытных, беседуй и общайся с верующими, богатыми в вере, молись и вопий к Богу о вере, живи по вере, чаще исповедуйся и причащайся Святых Таин (свт. Феофан Затворник). Вера сохраняется удалением от бесед и общения со злыми и развратными.
1083. Куда девать найденное?
Если найдешь деньги и не свою вещь, отыщи владельца и возврати ему; не найдешь — отдай бедному или в храм Божий, ибо это имущество Божие (свт. Феофан Затворник).
1084. Какие кресты наружные и какие — внутренние?
К внешним (наружным) крестам принадлежат явные насмешки от других, укоризны, брань, оклеветание, а внутренние — от злых мыслей, желаний (свт. Феофан Затворник).
1085. Какое значение имеет в делах цель?
Дела безразличные от цели получают качество, то есть от цели доброй становятся добрыми, а от худой — худыми... Всякая вещь хороша, когда она собрана с доброй целью. И мышьяк может быть лекарством, благодетельным для человека, но он же есть и смертельный яд. Так и культура, наука, просвещение, образование должны иметь добрую цель, чтобы быть благодетельными для народов и человечества, иначе, без Бога, они могут быть мышьяком для них {свт. Феофан Затворник).
1086. В чем состоит истинное покаяние?
Покаяние истинное состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать духовному отцу свои грехи, но и в том, чтобы уже более не возвращаться к ним; и не только не возвращаться к грехам, но и сокрушенным сердцем жалеть о тех, которые были прежде сделаны, и не только жалеть, но и заглаждать их делами, трудами покаяния, и притом такими трудами, которые бы не только равнялись содеянным нами грехам, но и превосходили их.
1087. Всем ли надо давать читать одинаковую литературу?
Особа, пишущая вам, несомненно, человек хороший, искренний, и как таковой — Богом любимый. Но она ищущая. Созерцание духовных предметов и понимание духовной стороны христианской жизни для нее недоступны, и поэтому давать книги аскетических творений ей не следует {митр. Антоний Вадковский).