«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
1102. Во сколько дороже милостыня духовная милостыни телесной?
Насколько душа дороже тела, настолько духовная милостыня выше телесной.
1103. Находясь близ бесноватых, что надо знать?
Находясь близ бесноватых, надобно быть очень осторожными в том отношении, чтобы враг не внушил таких мыслей, что вы очень боголюбивы, имеете благодать Божию и прочее. Все это враг для того внушает, дабы человек подумал о себе, что он богоугодно живет, не так как прочие. Человек, принявший эти мысли, лишается всякой от Бога награды (старец Арсений Афонский).
1104. В какое время лучше читать книги о страдании Спасителя?
Чтение книг о страдании Спасителя всего необходимее в Великий пост и в часы скорбей (старец Арсений Афонский).
1105. Что советуется читать против уныния и отчаяния?
Против уныния и отчаяния в милосердии Божием советуется чтение акафиста Иисусу Сладчайшему (старец Арсений Афонский).
1106. Когда я утомлена и требуется отдых, следует ли мне понуждать себя к подвигу?
Когда вы утомлены, вам не следует себя нудить или понуждать себя. Если не будете давать телу своему покоя и во время утомления будете понуждать себя к молитве, то вы никогда не будете иметь мира душевного.
1107. Говорят, что надо уметь себя терпеть?
Схимонахиня Ардалиона говорила, что нужно поучиться, еще, как себя терпеть. Да, и очень надо над этим потрудиться. Например, человек несправедлив бывает к себе, и требует от себя победы над своими страстями, и скорбит, волнуется, негодует на себя, когда видит, что его берут во власть те самые страсти, от которых он решил отстать. Но справедливо ли такое негодование на себя? Нет. Человек своей силой никогда не может победить в себе страстей: их побеждает в нас сила Божия. Поэтому нужно просить в молитве у Господа помощи, нужно смиряться в своих уклонениях, а не негодовать на себя.
1108. Говорят: "Бойся злой привычки более, нежели врагов". Почему?
Если привычка потребует чего-либо однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой. И хорошую привычку, и худую питает время, как дрова питают огонь.