«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
1109. Как разумно воспоминать свои грехи?
Кающемуся грешнику надобно иметь великую осторожность и осмотрительность при воспоминании прежних своих грехов, чтобы вместо сокрушения и смирения не рождалось от этого воспоминания уныние или страстное услаждение.
1110. Какая разница между религией и наукой?
Религия — древо жизни, наука — древо познания добра и зла. Религия — связь с Богом, наука — связь с миром.
1111. Когда особенно должно молчать?
Молчание особенно должно хранить в ночные часы.
1112. Что можно еще сделать, кроме молитвы, за обидевшего?
Преподобный Серафим Саровский за оскорбляющих повелевал ставить свечу за престол о здравии и спасении. Поминайте также по церквям о здравии.
1113. Почему после совершения греха надо тотчас каяться, а не носить в себе грех?
Грех отгоняет благодать Божию. Всякий грех, покаянием не очищенный, тотчас тягостью своей влечет к другим, и это мы часто забываем.
1114. Какая польза от принятия просфоры и святой воды?
Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели (затворник Георгий Задонский).
1115. Я веду переписку со знакомыми: в письмах много пустого и болтовни.
Чтобы покоиться в Господе, не приятно ли будет вам оставить всякую переписку, не полезную для примирения своих мыслей со Словом Божиим? (затворник Георгий Задонский).
1116. Чем очищается душа от грехов?
Чтением Псалтири и милостыней душа очищается от грехов (затворник Георгий Задонский).
1117. В чем нам каяться?
Во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; обо всех таких делах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее (свт. Иоанн Златоуст).