«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 

Те, которые идут к Богослужению покушавши, — пишет св. Иоанн Кронштадтский, — добровольно налагают на себя ненужную и вредную тяжесть и заранее заглушают сердце свое для молитвы, преграждая к нему доступ святых помыслов и святых ощущений. Крайне надо остерегаться, чтобы не есть пред Богослужением Помнить надо, что Царство Божие «несть брашно и питие» (Рим. 14, 17), то есть не может царствовать Бог в том сердце, которое отягощено объядением и питием.

 

1145.    Можно ли расплачиваться водкой, «ставить стакан» и т.п.?

 

Есть даже такая народная пословица: «Знай толк — не давай пьяному в долг».

 

1146.  Доброе ли дело донорство?

 

Доброе. Если вы делаете это из любви к ближнему, безплатно. Но если берете за это деньги, думаете поесть повкуснее или имеете еще какие-нибудь корыстные соображения, — это грех.

 

1147.  Можно ли есть в пост пищу, разрешенную Церковью, но которая услаждает меня?

 

Лучше бы воздержаться постом от пищи, которая нравится. Лакомство — грех. Объедаться же грешно и постной пищей.

 

1148.  Что значит умалять на исповеди грехи?

 

Берегитесь на исповеди говорить: «Враг попутал...», «Слабый...», «Немощный...», «Гневаюсь — потому что раздражают», «В церковь не хожу — потому что ноги болят». Грешно так самооправдываться и умалять свои грехи. Самооправдание внушает диавол, а кто говорит «простите», тот опаляет демонов. Однажды у Пимена Великого спросили, что самое мерзкое пред Богом. Святой отвечал: «Когда человек сам себя оправдывает». Самооправдание низводит человека в ад, отсечение же его приводит в умиление.

 

1149.  Можно ли записывать небольшие грехи для покаяния перед духовником?

 

Непременно нужно записывать всякий, хотя и маленький грех, как вспомнишь, а потом покаяться.

 

1150.   Только ли в грехах надо каяться?

 

Нет, надо каяться и в том, что не сделал таких-то добрых дел, и что такие-то добрые дела из-за тебя не сделали другие. По слову апостола: «Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть» (Иак. 4, 17). И свт. Иоанн Златоуст учит нас: «Каяться должно, во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; обо всех таких делах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее».

 

1151. Чем отличается любопытство от любознательности?