«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 

Можно, если они были православными и верующими и умерли не от самого пьянства (опился).

 

1173. Можно ли ставить за престол свечи о упокоении?

 

Для этого есть особое место — канун, туда и должно ставить.

 

1174.   Можно ли поминать в домашних молитвах живых некрещеных родственников или отступников?

 

Можно, пока они живы, а если в этих смертных грехах умрут, то уже нельзя. Впрочем, им отчасти может помочь милостыня, которая подается за них (не называя их имени).

 

1175.   Как поступать, если день рождения родственников или близких друзей приходится на дни поста, а стол скоромный и веселье?

 

Перенести празднование на другой день, когда это разрешается.

 

1176.   Можно ли мне носить монашескую одежду, если я не монахиня?

 

Тот, кто надевает на себя не свои одежды, (например, мужчина одежду священника, или женщина одежду мужчины), — говорят старцы, — есть идолослужитель. Монашество же состоит не в одежде и четках, а в смирении, терпении, любви и прочих добродетелях.

Вообще, отрекшийся от всего житейского, как то: от жены, имения и прочего, — сделал монахом внешнего человека, но еще не внутреннего, — говорят старцы. — Тот истинный монах, кто отрекся от страстных помыслов. Внешнего человека легко можно сделать монахом, но немалый потребен подвиг сделать монахом человека внутреннего.

 

1177.  Пускать ли детей в школу в дни великих праздников Церкви, жертвуя ради этого Богослужением?

 

Лучше привести в храм Божий, только при уважительной причине можно отпустить в школу.

 

1178.  Что делать, если Великие Церковные праздники приходятся на рабочие дни, ведь в праздники работать нельзя?

 

Идти на государственную работу, а заработанные в этот день деньги употребить на милостыню болящим и нищим.

 

1179.  Как быть, если пришло время поста и надо причаститься, а примириться с кем-либо не имеешь возможности по дальности расстояния или по болезни, или еще по какой уважительной причине?

 

Через письмо испросить прощения, или простить сердцем и причаститься с намерением, как только увидишь этого человека, испросить прощения.

 

1180.  Зачем вообще нужны подвиги?

 

Общее назначение подвигов — не жертва Богу, а охранение нас самих от гордости, самости и уничижения ближних. Если наши благочестивые упражнения не имеют этой цели, то, при благочестивой видимости, они могут быть источниками гордости, прелести и усиливать греховное состояние человека.