«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Носи их при себе, — говорил своей духовной дочери преп. Варсонофий Оптинский, — но так, чтобы, избави Бог, кто их не увидел.

 

1195.  Что делать, если святая вода испортилась, пить ли ее или лучше вылить?

 

Испорченную святую воду выливают в реку (туда, где есть течение, так называемая «живая», не стоячая вода), испорченные иконы и просфоры сжигают (если есть возможность — в церковной печи).

 

1196.  Можно ли перед причастием жевать "жвачку"?

 

Перед причастием ничего нельзя вкушать, следовательно, и жевать "жвачку".

 

1197.  Как лучше поступить, если из-за тесноты в храме приходится во время службы стоять спиной к ближайшей иконе?

 

По нужде не грешно во время службы стоять спиной к иконе.

 

1198.  Обязательно ли после причастия употреблять запивку?

 

После причастия обязательно надо употреблять запивку, но некоторые старцы говорят, что духовнобольным (бесноватым) можно немного подождать, ибо враг в них обжигается от Святыни, а так он прячется в воду и получает через это облегчение.

 

1199.  Слышала, что нехорошо пользоваться обувью, подошва которой имеет изображение крестов. Надо ли придавать этому значение?

 

Надо постараться иметь обувь без изображения креста.

 

1200.  Хорошо ли кадить дома ладаном? Можно ли это делать мирянину? Некоторые утверждают, что каждение действенно, только когда это делает священник?

 

Кадить ладаном хорошо там, где есть действие бесов, посему и мирянину по нужде можно кадить ладаном. Например, духовнобольным хорошо совершать каждение. Но носить ладан вместе с крестом на груди — нельзя, поскольку так он по святости как бы приравнивается к кресту.

 

1201.  Что такое «херувимский ладан» и каково его отличие от обыкновенного?

 

«Херувимский ладан» — это ладан, который побыл в кадиле (и вынут) на Херувимской песне. Это просто местный благочестивый обычай: херувимский ладан имеет большую силу на бесов, чем обыкновенный.

 

1202.  Надо ли толковать собственные сны?

 

Преп. Амвросий Оптинский пишет, что не должно вспоминать прошедшее и сны.

 

1203.  Надо ли сделать замечание, если в храме кто-то болтовней мешает слушать службу или поет громко и очень неправильно?