«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1198.  Обязательно ли после причастия употреблять запивку?

 

После причастия обязательно надо употреблять запивку, но некоторые старцы говорят, что духовнобольным (бесноватым) можно немного подождать, ибо враг в них обжигается от Святыни, а так он прячется в воду и получает через это облегчение.

 

1199.  Слышала, что нехорошо пользоваться обувью, подошва которой имеет изображение крестов. Надо ли придавать этому значение?

 

Надо постараться иметь обувь без изображения креста.

 

1200.  Хорошо ли кадить дома ладаном? Можно ли это делать мирянину? Некоторые утверждают, что каждение действенно, только когда это делает священник?

 

Кадить ладаном хорошо там, где есть действие бесов, посему и мирянину по нужде можно кадить ладаном. Например, духовнобольным хорошо совершать каждение. Но носить ладан вместе с крестом на груди — нельзя, поскольку так он по святости как бы приравнивается к кресту.

 

1201.  Что такое «херувимский ладан» и каково его отличие от обыкновенного?

 

«Херувимский ладан» — это ладан, который побыл в кадиле (и вынут) на Херувимской песне. Это просто местный благочестивый обычай: херувимский ладан имеет большую силу на бесов, чем обыкновенный.

 

1202.  Надо ли толковать собственные сны?

 

Преп. Амвросий Оптинский пишет, что не должно вспоминать прошедшее и сны.

 

1203.  Надо ли сделать замечание, если в храме кто-то болтовней мешает слушать службу или поет громко и очень неправильно?

 

Свт. Иоанн Златоуст разрешает это сделать даже маленькому мальчику.

 

1204.  В церкви все «бабушки» у подсвечников советуют по-разному. Как разобраться, кто прав?

 

Эти бабульки часто очень мало понимают в делах церковных, посему надо спрашивать у священника и самому учиться: читать Священное Писание, книги святых отцов.

 

1205.  Если священник благословляет сделать что-то против церковного устава, надо ли выполнять благословение?

 

Не только священника, но даже Ангела с неба не должно слушать, если он говорит противное учению Евангельскому. Об этом пишет св. апостол в своем послании.

 

1206.  Можно ли правило ко причастию дочитывать во время литургии или лучше оставить, что не успел дочитать, и слушать службу, а дочитать после причастия?

 

Читать правило в церкви — злая привычка. Дочитывать правило после причащения допускается только по нужде, а так нужно начинать его читать с утра перед причастным днем.