«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Можно держать, но в некотором отдалении от икон.

 

1322.   Советуют ли духовно умудренные люди заниматься самочинно Иисусовой молитвой, и если да, то в какой степени?

 

Иисусовой молитвой весьма полезно и спасительно заниматься устно, обыкновенно, но умно-сердечной можно заниматься только при руководстве опытных старцев и со святыми книгами об Иисусовой молитве, а главное — ничего через нее не искать, кроме помилования.

 

1323.   Но какая может быть от Иисусовой молитвы польза, если я произношу ее только устами, сам не по нимая, что говорю, ум все бегает в сторону?

 

Ты не понимаешь, — говорил Оптинский старец Макарий, — зато бесы понимают и трепещут. Успокойся, и по силе продолжай молитву.

 

1324.   Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?

 

Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на литургии.

 

1325.   Почему бывает так, что прочитать положенное молитвенное правило, кажется, совсем нет сил, а начнешь читать — будто и силы откуда-то появились?

 

Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться — увидишь, что плоть сделается покорной твоей рабой. Молитва и ее оживит. Помни всегда, что плоть лжива (прав. Иоанн Кронштадтский).

 

1326.   Слышал такое мнение, что если священник читал исповедь кающегося по записке, то он должен порвать ее. Так ли это, и большое ли это имеет значение?

 

Читать исповедь священнику по записке разрешается по нужде: то исповеднику стыдно сказать, то исповедников много и т.п. Конечно, полагается порвать ее или даже сжечь сразу же.

 

1327.   Какие священные предметы обязательно должны быть у священника для совершения Таинства исповеди? Можно ли отпустить грехи по письму?

 

Для совершения исповеди на священнике должны быть епитрахиль и поручи, и Евангелие и Крест на аналое. При нужде блаженный Симеон позволяет разрешать кающегося полотенцем, или поясом, или даже шнурком, перекрестив его.

По письму отпускать можно небольшие грехи (откровение). Сейчас некоторые духовники разрешают на головах кающихся чужие грехи. Этого мы не видим у святых отцов. Это своего рода отсебятина. Тем более отпускать большие грехи без разрешительной молитвы священника, или по письму — это что-то новое. В журнале «Русский инок» прямо пишется, что простая передача грехов без самого Таинства не дает права на разрешение от грехов.

 

1328,   Если умер духовник и не успел передать чадо другому духовнику, то как поступать?