«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1347.   Можно ли в случае смертельной и неизбежной опасности исповедаться человеку, не имеющему священнического сана? Есть ли в этом смысл, или это безполезно?

 

Лучше перед монахом и если человек ранее прибегал к священнику и исповедовался.

 

1348.   Почему важно окружать себя назидательными предметами в доме и везде, где бываешь?

 

Потому, что каждый предмет в мире и всякое впечатление от предмета вызывает в человеке те или другие мысли, чувствования и желания той или другой деятельности. Вот почему надо окружать себя тем, что тебя на-зидает, избегать даже тех предметов, которые не производят худых мыслей и чувств, но отвлекают от главного — спасения души и стремления к Богу... Раньше комната христианина всем назидала. На стенах были прибиты листы бумаги различной величины с молитвами и изречениями из Священного Писания; множество икон, картина Страшного суда, фотографии старцев, духовников, схимников, подвижников, монастырей и храмов.

 

1349.   Раньше я думал, что именины — это день рождения святого, имя которого носишь. Так ли это? Если меня зовут Юрий, то какой святой мой покровитель?

 

Именины — это день вашего Ангела, чаще всего — это день успения (смерти) святого, имя которого вы носите. Юрий — это славянская транскрипция имени Георгий. День Ангела ваш устанавливается вами следующим образом: после дня вашего рождения св. Георгий, день памяти которого, ближайший ко дню вашего рождения, будет вашим покровителем. Чаще всего называют этим именем в честь Великомученика Георгия, его память 16 ноября или 6 мая по новому стилю.

 

1350.  Как следует проводить день своего Ангела?

 

В день своего Ангела следует пойти в Церковь, поговеть, причаститься Святых Таин Христовых, подать поминание о здравии и об упокоении своих сродников, отслужить молебен святому, имя которого носишь. День Ангела следует праздновать, хоть и работа не воспрещается. Лучшим занятием в день Ангела считается чтение жития его и других святых книг, а также дела благочестия.

 

1351.  Иногда человек молится, по-видимому, усердно, но молитва его не приносит ему плодов покоя и радости сердца о Духе Святом. Отчего?

 

Оттого, что, молясь по готовым молитвам, он не каялся искренно в тех грехах, которые он учинил в тот день, которыми осквернил свое сердце, этот храм Христов, и коими прогневал Господа. Но вспомни он о них, да раскайся, со всею искренностью осудив себя безпристрастно, — и тотчас водворится в сердце «мир превосходяй всяк ум» (Флп. 4, 7). В молитвах церковных есть перечисление грехов, но не всех, и часто о тех-то самых и не бывает упомянуто, коими мы связали себя: надо непременно самому перечислить их на молитве с ясным сознанием их важности, с чувством смирения и с сердечным сокрушением. Оттого-то в молитвах вечерних и говорится при перечислении грехов: или тото, или это сделал худого, то есть предоставляется на нашу волю упоминать те или иные грехи (прав. Иоанн Кронштадтский).

 

1352.   Развод — это грех. Но что делать, когда муж пьет и нет возможности жить с ним?