«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Да, желающим проходить духовную жизнь крайне нужно остерегаться прелести. Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для себя самого, не дай Бог возомнить о себе что либо высокое, что ты, например, отличаешься от других, что на твои подвиги удивляются, что ты влияешь на людей и т. п. Чтобы избежать духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим, создает в нас здравое, духовное настроение, а также постоянное общение с духовным отцом по поводу духовной жизни спасает нас.

Еще старцы говорят: прелесть всегда сопровождается первоначально некоторым сомнением сердца, не сомневаются в ней только те, которыми она решительно возобладала. Никогда прелесть не наставляет на покаяние, не умаляет человека пред самим собою; напротив того, приводит в движение кровь, приносит человеку какое-то безвкусное ядовитое наслаждение, тонко льстит ему, внушает самомнение, устанавливает в душе идол собственного «я».

Является ли для православного христианина грехом, если он застраховывает свою жизнь и имущество?

О страховании жизни не могу дать совета, – пишет преп. Амвросий Оптинский, – нигде о сем не читал в Священных книгах. Это дело не моего ума, а только здесь проявляются неверие в Промысл Божий и наше умствование искусственным образом обеспечивать себя или семейство. Я не могу воспрещать, но не могу и совета давать, а паче благословения. У нас есть лучшее средство к обеспечению – заповедь Божия: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам.

Что делать в случае, если не хочется кому-либо подавать милостыню (отталкивающая внешность, настроение плохое, т. е. причина, не уважительная для отказа)?

Подать, но немного, чтобы не было скупости.

Не грешно ли помогать собственным детям? Может быть, этим я их избалую?

Отец и мать будут в ответе пред Господом, если не станут заботиться о своих детях и об их будущем.

Когда отец и мать усердно работают и хотя бы какие-то деньги откладывают «на черный день», чтобы помочь в важнейшем детям своим, это – не только не грех, но они и призваны так поступать, потому что те родители, которые не заботятся о детях, – неправильные родители и дадут ответ за это. Грех, когда собирают деньги по страсти, по сребролюбию, от отсутствия веры в Божественный Промысл или для пустых целей.

Обеспечение детей родителями необходимо. Если дети пренебрегаемы родителями, то детей, разумеется, ждет Божественная помощь. Но родители будут осуждены за то, что оставили детей без заботы.

Родители должны и жить по-христиански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, «записывать» все, что видят и слышат в доме. И если дети видят отца и мать своих дерущимися, ссорящимися, оскорбляющими друг друга, ведущими плохие разговоры, то они, как чистые кассеты, «записывают» все это в себе. И, когда придут в возраст, сами того не желая, наследовав от родителей все страстные состояния, начинают и браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слышали от родителей.