«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Какие книги можно рекомендовать начинающему христианину для более глубокого усвоения православного исповедания?

Книги «Спутник христианина», «Духовный цветник», «Училище благочестия», «Духовные посевы», «Пролог» священника Гурьева.

У некоторых есть мнение, что чтение духовных книг может заменить церковные службы. Так ли это?

Чтение Божьего Слова, что хлеб, а молитва, что вода живая для души. Может ли хлеб заменить воду или вода – хлеб? Нужно то и другое.

Замечал, что некоторые приходят в храм в платках, на которых изображены игральные карты или сигаретная реклама, или еще что подобное. Не грех ли это? Также вижу очень часто в храмах людей с полиэтиленовыми пакетами, на которых богомерзкие изображения. Надо ли обращать на это внимание или это неважно?

Изображений, которые вызывают греховные чувства и худые мысли, не должно быть у христианина, и это, несомненно, грех, соблазн для окружающих. А соблазнителям Господь говорит: «Горе вам...». Сумки с изображением Святых, Спасителя и Матери Божией использовать под продукты и вообще земное не менее грешно. Сейчас много таких греховных сетей. Недоумение вызывают духовные кассеты и пластинки с иконами, календари с иконами, вообще со священными изображениями – как можно молиться на календарь? Встречались даже замки с привеской, на которой было изображение Святой Троицы.

Как лучше молиться, одному или вдвоем, втроем?

Святой Иоанн Кронштадтский говорил: «Господь любит и слушает более молитвы, когда мы не в одиночку и не от себя лишь и не о себе одних молимся, а вместе, от всех и за всех».

Многие говорят: неважно наружное благочестие – важно, что внутри, и не признают благочестивых правил Церкви, а некоторые считают, что для будущей жизни важно лишь только, чтобы человек (по-мирски) был добрым и хорошим. Что можно сказать этим людям? Правы ли они?

Оптинский старец Иосиф говорил, что без дерева и листьев и плодов не будет. Святые отцы говорят, что сперва обязательно надо проходить внешние подвиги, а уже потом переходить к внутренним. А кто сразу ищет внутренних, тот впадает в искушения, подобные тому, что случилось с прп. Исаакием Затворником: он сразу захотел в затвор, хотя его уговаривали настоятель и братия не делать этого. И бесы поругались над ним.

Можно ли православному человеку поигрывать от скуки в карты (без азарта)? Можно ли ходить на футбол или посещать другие массовые зрелища?

Свт. Иоанн Златоуст много говорил и писал против зрелищ и даже грозил посещающим их отлучением. Верующему скучать некогда – у него много дел для спасения: молитва, чтение слова Божия, храм Божий, полезный труд, богомыслие. А за проведение времени праздно человек даст ответ Богу.

Можно ли подходить прикладываться к святыне с сумкой в руках (если ее негде оставить)? Если можно, то чего при этом не должно быть в сумке?

Можно только в крайнем случае. Разумеется, не должно в сумке быть вещей греховных, которые и в церковь носить запрещается.