«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Это и есть цель всей духовной жизни, целеустремленность к главной цели. Для этого-то и существует Церковь со всем ее многообразием духовного опыта. Книга «Невидимая брань» старца Никодима и книга святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», другие духовные книги помогают человеку в этом духовном опыте.

Вот говорят, когда у человека что-то случится, «судьба, от судьбы далеко не уйдешь», так выходит, что человек должен жить пассивно, ничего не предпринимая, ни о чем не мечтая, зная, что это пустое дело, судьба все сделает, у человека же руки просто опускаются, или же человеку все-таки какая-то свобода дана в выборе его действий, ведь тогда зачем же ему Суд Страшный устраивается Богом после его смерти? Ведь если судьба, за что же его судить, если, не успев родиться, она ему уже начертана, и потом, если она плохая, мало человек промучается в жизни, так еще и на суд его за это. Или же человек сам выбирает свою судьбу своими действиями? В общем, этот вопрос меня очень волнует. Должен человек жить пассивно, ничего не предпринимая, потому что судьба за него все решает, или же он должен непрестанно действовать, к чему-то стремиться?

Вы очень хорошо, хотя и многословно, сформулировали вопрос о судьбе, с учением о которой христианское мировоззрение не имеет ничего общего. Церковь не признает учение о судьбе. Только свободный выбор воли может получать нравственную оценку. Если же что-либо предопределено заранее, то о суде над человеком не может быть и речи. Иногда смешивают христианское учение о предвидении будущего с судьбой. Есть законы физические – законы материи, нарушение которых может приводить человека даже к гибели. И есть законы духа – Божественные законы, нарушение которых может привести к гибели, но уже не только тела, а самое главное, к гибели души. Обладая определенной информацией, любой человек более или менее верно может предсказать будущее, а тем более Господь, который обладает полнотой информации. Он предвидит будущее всех нас. Истинное покаяние может изменить будущее христианина самым кардинальным образом. Об этом мы читаем в Библии: Царь Иосия пришел в ужас, услыхав, какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим законы Его. Раздрав на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости (2 Пар. 34, 26—28). К другому еврейскому царю пришел пророк и сообщил волю Бога, что за беззакония он должен в ближайшие дни умереть. Царь раскаялся и просил у Бога продлить дни его жизни. Господь услышал покаяние этого царя и опять послал пророка, который сообщил этому царю, что ему даровано еще пятнадцать лет жизни. В нашей свободной воле даже Второе Пришествие Иисуса Христа: или приблизить его, если будет продолжаться такое умножение беззаконий, или отдалить, если раскаемся и будем жить благочестиво.

Часто упоминается в литературе о геопатогенных зонах. Можно ли, используя христианский опыт, обнаружить их в квартире без рамки и маятника? Существует ли такой опыт? Как вообще уберечься от вредных излучений?

Сегодня в околонаучной, а чаще в оккультной литературе распространяется много лженаучных, а чаще оккультных воззрений, которые сбивают с толку и верующих. Поэтому нужно искать не геопатогенные зоны и вредные излучения, а стараться жить по заповедям Евангелия, тогда у вас и волос не упадет без воли Божией (см.: Мф. 10, 30).

Наша семья не очень обеспеченная, но по возможности мы помогаем людям, давая взаймы. Если же выясняется, что эти деньги будут израсходованы на спиртное, я отказываюсь выручать. Правильно ли я поступаю?

Пьянице очень трудно отказать. Они настойчивы и хитры. Однако если вы знаете, что деньги даете на спиртное, лучше этого не делать.

На скрижалях в Заповедях Господних написано: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». В Законе Божием написано: когда мы в чем нуждаемся, мы должны обращаться к Богу с молитвой. Молиться Богу можно везде: и в доме, и в храме, и в пути. Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед едой и после, перед началом и по окончании всякого дела. Можно ли часто повторять «Господи, благослови, спаси»?

Напрасное (т. е. всуе) произнесение имени Божия – это когда мы произносим его, не отдавая себе отчета, в поговорку при всякой мелочи. Молитвенное обращение к Богу не бывает напрасным.

Можно ли некрещеному молиться, креститься, каяться в грехах, своих? Некрещеные дети могут ли носить крестики?