Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

теперь стало всеми признанным общим местом, было ново в свое время, а теперь

действует в обществе, словно дрожжи в тесте.

М.Ласки: В этом я совершенно согласна с вами. Я лишь хочу

сказать, что за последние двести лет, по крайней мере с середины

XVIIIстолетия, эти принципы, которые представляются мне венцом западной

цивилизации, фактически перешли из рук религии в светские руки; и поскольку за

этот период произошел (как мне кажется) большой нравственный скачок вперед,

благодарить за это надо не церкви и синагоги.

Митр.Антоний: Меня поражает, что у верующих была и до сих пор

есть злосчастная тенденция уходить от трудностей и проблем жизни в

«благочестие»— в кавычках…

М.Ласки: Да. И я рада, что вы упомянули это.

Митр.Антоний: Это же очевидно! Гораздо легче удалиться в свою

комнату и произнести: «О Господи, пошли хлеб голодающему!», чем что-то сделать

в этом отношении. Я только что был в Америке и слушал чьи-то рассуждения о том,

что он готов жизнь отдать для голодных и нуждающихся; я его просто спросил,

почему он, завзятый курильщик, не пожертвует в их пользу стоимость пачки

сигарет.

М.Ласки: А я предложу вам другой пример. Те из нас, у кого есть

дети, кто много общается с молодежью, встречают людей, которые жаждут, чтобы в

мире стало больше любви, но неспособны уделить любовь людям старшего поколения.

Митр.Антоний: Да, это тоже верно. Совершенно определенно мы

уходим в мир безответственной молитвы, вместо того чтобы осознать, что, если я

сказал Богу: «Вот нужда— помоги!», я не должен ждать откровения, а должен

быть готов услышать внутри себя ответ Божий: «Ты заметил эту нужду— так

пойди, займись ею». Так что в этом отношении мы оказались не на высоте, и это

одна из причин, почему мы не исполнили своего призвания.

М.Ласки: Другая причина, как мне кажется, почему и вы, и светские

филантропы не преуспели, в том, что мир отвергается вами, не только в том

смысле, как говорили вы, что человек замыкается в себе и не творит посильное

добро, но и в том, что он воспринимает мир, особенно городской мир сегодня,

так, будто это ад, чертово колесо, его следует избегать. В религии нет радости,

из нее ушло положительное удовлетворение жизнью. Обычные, общепринятые радости

жизни, даже, скажем, удовольствие обладать чем-то, сидеть в своей маленькой

крепости в окружении современного комфорта и играющих детей, мне представляется