Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Митр.Антоний: Нет, думаю, что разговор был очень интересный. В

любом случае, невозможно охватить все. Если высказаться о Боге и о религии

очень кратко, в двух предложениях, то вот каковы мои чувства. Бог— не

Кто-то, в Ком я нуждаюсь, чтобы заполнить пустоту. Мне пришлось Его принять,

потому что мой опыт жизни указывает, что Он есть, я не могу уйти от этого

факта. А второе: вытекающие из этого нравственные нормы не являются

обязанностями по отношению к Богу или к людям— я не люблю слово

«обязанность»,— а составляют творческую радость о Боге и благодарность

Ему и людям, и это порождает благоговение: благоговейное поклонение Богу,

благоговейное отношение к людям, благоговение перед жизнью. Я думаю, на практике,

в жизни имеет значение это чувство благоговения, и радости, и вызова, которое

позволит мне вырасти в полную меру.

***

Митр.Антоний: Что меня поражает в нашем разговоре: мы оба

исходим из своего уровня убежденности и веры. То есть я говорил, что у меня

есть какое-то свидетельство тому, что Бог существует. Что, по-вашему,

свидетельствует о том, что Он не существует? На чем основывается ваша вера?

М.Ласки: Думаю, мне придется выразить это в более негативной

форме. Я не вижу доказательств тому, что Бог существует. Не вижу оснований

верить, что Бог есть. То, что вы принимаете за доказательство, мне таковым не

представляется, во всяком случае, не представляется достаточным

доказательством.

Митр.Антоний: Вы считаете это легковерием?

class="postLine">М.Ласки: Легковерием? Я бы скорее сказала, вам и подобным вам

людям ведомо чувство, которое подсказывает, что нечто, что можно назвать Богом,

может существовать, но мне это представляется чувством, будто существует

нечто, что уместно назвать Богом, а не доказательством, что Бог

существует. Мне оно представляется скорее ощущением, чем подлинно

доказательством.

Митр.Антоний: Как бы вы разграничили доказанность, что нечто

существует, и построение, которое мы назовем легковерием? Как отличить одно от

другого?

М.Ласки: Это трудный вопрос, но мне кажется, что

доказательство— нечто такое, что, если его принять за достоверное, меняет

весь ваш образ мыслей, его необходимо принять в учет, в противном случае любая