Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
картина мира, построения мира, которая у вас была прежде, будет неверна. И я склонна
считать веру в существование Бога излишней. Кажется, Уильям Оккам сказал: «Не
умножайте сущности без необходимости»78.
Я не вижу, к чему надобна вера в Бога, не вижу, чтобы моя картина мира стала
лучше, если я стану верующей. Вернее, я думаю, что моя картина мира будет
искажена, так как, поверив в Бога, я буду склонна сглаживать вещи, вместо того
чтобы глядеть в лицо тем гораздо большим трудностям, с которыми столкнусь, если
не приму веры.
Митр.Антоний: Понимаю. Чем же тогда, по-вашему, обоснован опыт
верующих, говорящий, что Бог существует? Можно ли опровергнуть такого рода
утверждение?
М.Ласки: Такой опыт вовсе не представляется мне убедительным,
потому что на основании собственного опыта, то есть переживаний, я могу сделать
самые разные утверждения. В момент страстной влюбленности я могу сказать: «Вот
человек, с которым я буду счастлива всю жизнь. Он— самое прекрасное,
самое замечательное существо на свете». Но мои глаза ослеплены. Или при сильной
температуре у меня могут быть галлюцинации. Или сияет солнце и наполняет меня
неуместным оптимизмом. Или солнце скроется, и меня охватит ничему не
соответствующий пессимизм. Ведь переживание должно уравновешиваться
авторитетом, так же как авторитет должен быть уравновешен опытным переживанием,
на основании одних лишь переживаний я могу оказаться сумасшедшей.
Митр.Антоний: Такого рода утверждения легко делают друг о друге
и атеисты, и верующие, так что мы оба можем принять такую оценку на свой счет.
Но все-таки каково основное различие между утверждением «я знаю, что Бог
существует» и утверждением «я знаю, что любовь существует»?
М.Ласки: Я бы не стала употреблять выражение «я знаю, что
любовь существует», я предпочитаю не употреблять такие абстрактные слова. Я бы
сказала, что мне известно несколько различных чувств, которые называются