Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
не приму веры.
Митр.Антоний: Понимаю. Чем же тогда, по-вашему, обоснован опыт
верующих, говорящий, что Бог существует? Можно ли опровергнуть такого рода
утверждение?
М.Ласки: Такой опыт вовсе не представляется мне убедительным,
потому что на основании собственного опыта, то есть переживаний, я могу сделать
самые разные утверждения. В момент страстной влюбленности я могу сказать: «Вот
человек, с которым я буду счастлива всю жизнь. Он— самое прекрасное,
самое замечательное существо на свете». Но мои глаза ослеплены. Или при сильной
температуре у меня могут быть галлюцинации. Или сияет солнце и наполняет меня
неуместным оптимизмом. Или солнце скроется, и меня охватит ничему не
соответствующий пессимизм. Ведь переживание должно уравновешиваться
авторитетом, так же как авторитет должен быть уравновешен опытным переживанием,
на основании одних лишь переживаний я могу оказаться сумасшедшей.
Митр.Антоний: Такого рода утверждения легко делают друг о друге
и атеисты, и верующие, так что мы оба можем принять такую оценку на свой счет.
Но все-таки каково основное различие между утверждением «я знаю, что Бог
существует» и утверждением «я знаю, что любовь существует»?
М.Ласки: Я бы не стала употреблять выражение «я знаю, что
любовь существует», я предпочитаю не употреблять такие абстрактные слова. Я бы
сказала, что мне известно несколько различных чувств, которые называются
любовью, и, по-моему, лучше было бы сколько-то ограничить значение этого слова
и применять его к меньшему разнообразию чувств. И хотя я точно могу сказать,
что мне известны различные чувства, которые люди называют любовью, но вполне
вероятно— не все те чувства, какие обозначают этим словом. Например, мне
неведомо ваше чувство любви к Богу как его понимает взрослый человек.
Митр.Антоний: А что если я просто стану отрицать, что любовь
существует, что есть такое чувство— с каким бы оттенком ни употреблять
это слово? Скорее всего, вы скажете, что мне чего-то недостает, недоступно?
М.Ласки: Не произвели ли вы некую подмену слов? Я говорю, что
мне известно чувство, которое с полным основанием можно назвать любовью, так же
как мне известно чувство правоты или неправоты, но лично я не считаю полезным—
быть может, я просто играю словами— говорить, что любовь существует,
правда существует, неправда существует. Скажем так: я знаю, что означает
испытывать любовь. Я знаю, что такое, когда ко мне относятся с любовью.