Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

картина мира, построения мира, которая у вас была прежде, будет неверна. И я склонна

считать веру в существование Бога излишней. Кажется, Уильям Оккам сказал: «Не

умножайте сущности без необходимости»78.

Я не вижу, к чему надобна вера в Бога, не вижу, чтобы моя картина мира стала

лучше, если я стану верующей. Вернее, я думаю, что моя картина мира будет

искажена, так как, поверив в Бога, я буду склонна сглаживать вещи, вместо того

чтобы глядеть в лицо тем гораздо большим трудностям, с которыми столкнусь, если

не приму веры.

Митр.Антоний: Понимаю. Чем же тогда, по-вашему, обоснован опыт

верующих, говорящий, что Бог существует? Можно ли опровергнуть такого рода

утверждение?

М.Ласки: Такой опыт вовсе не представляется мне убедительным,

потому что на основании собственного опыта, то есть переживаний, я могу сделать

самые разные утверждения. В момент страстной влюбленности я могу сказать: «Вот

человек, с которым я буду счастлива всю жизнь. Он— самое прекрасное,

самое замечательное существо на свете». Но мои глаза ослеплены. Или при сильной

температуре у меня могут быть галлюцинации. Или сияет солнце и наполняет меня

неуместным оптимизмом. Или солнце скроется, и меня охватит ничему не

соответствующий пессимизм. Ведь переживание должно уравновешиваться

авторитетом, так же как авторитет должен быть уравновешен опытным переживанием,

на основании одних лишь переживаний я могу оказаться сумасшедшей.

Митр.Антоний: Такого рода утверждения легко делают друг о друге

и атеисты, и верующие, так что мы оба можем принять такую оценку на свой счет.

Но все-таки каково основное различие между утверждением «я знаю, что Бог

существует» и утверждением «я знаю, что любовь существует»?

М.Ласки: Я бы не стала употреблять выражение «я знаю, что

любовь существует», я предпочитаю не употреблять такие абстрактные слова. Я бы

сказала, что мне известно несколько различных чувств, которые называются