Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
предлагать мне такой образ. Бог, Которого я знал и любил ребенком, был Бог,
Каким Его мне представили мои родители, Он был воображаемым Другом, какой
бывает у многих детей, и, думаю, я верил в Него так же, как верил, скажем, в
фей или в то, что где-то существует страна под названием Китай. Все это были
вещи, которые доходили до меня через авторитет взрослых, и они должны были
пройти проверку временем.
Митр.Антоний: Так что вы не можете сказать, что этого Бога вы
встретили как бы лично? Что у вас были с Ним близкие отношения? Это был Бог,
Которого встретил кто-то другой и о Котором вам рассказали?
М.Ласки: Ну, несколько больше, чем так, потому что, думаю,
воображаемый друг каждого ребенка— это кто-то, кого встречаешь в личном
порядке. И конечно же, я была убеждена, что Бог, Которого я люблю, был, так
сказать, на моей стороне, что, когда родители говорили мне: правильно это, а
мне думалось: нет, правильно так, Бог был не с ними, а со мной.
Митр.Антоний: А в Библии, в частности в Евангелии, вы находите
некоторого рода поэтическое свидетельство, но никакого объективного
доказательства?
М.Ласки: Не нахожу там объективного доказательства бытия Божия,
но нахожу объективное свидетельство тому, по каким причинам люди пришли к вере
в Бога, и, разумеется, нахожу там множество утверждений, имеющих непреходящую
ценность, без которых не могла бы жить и близко к тому, как я стараюсь.
Митр.Антоний: И вы думаете, что можно иметь убедительное
поэтическое доказательство, основанное ни на чем ином, как на галлюцинации, или
на фантазии, или на самообмане?
М.Ласки: Вы напрасно выражаетесь так… резко. Мне кажется, что
религия не существовала бы в любом известном нам обществе, если бы не отвечала
глубочайшей потребности человека, которую невозможно удовлетворить иным путем.
Вот, вы говорите «поэтический». В нашем мире после эпохи Возрождения поэзия
считается чем-то гораздо менее весомым, чем религия. Но я склонна считать
религию выражением чего-то, что невозможно выразить иным способом, чего-то, что
затрагивает все наше человеческое существо в наивысшем его развитии. Так что,
когда я говорю, что принимаю ее в качестве поэтического мифа, это не значит,
что я принижаю ее— на самом деле я с некоторой жадностью и завистью
смотрю, чему я могу от нее научиться и каким образом можно было бы, исключив ее
мифическую основу, продолжать развиваться и жить жизнью, которая была бы