Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
самонадеянно. А Бог— одно из средств, каким навязывается эта попытка.
Митр.Антоний: Я не говорю, что такая гармония есть, я бы
сказал, что мы находимся внутри динамичного процесса дисгармонии и трагедии, и
у этого процесса есть цель, к которой он направляем, есть конечное разрешение
процесса, осмысление его. Какой смысл можно извлечь, построить из того
винегрета, который являет собой жизнь день за днем?
М.Ласки: Во-первых, я бы не стала искать ничего вроде конечного
разрешения, это представлялось бы мне застоем и смертью. Игра, смена
направлений— то к трагедии и беспорядку, то к гармонии, эти-то приливы и
отливы и порождают творческое начало, но в целом, нет, я не стала бы его
искать. Не вижу в этом смысла.
Митр.Антоний: Как в таком случае вы воспринимаете жизнь? Вы
просто существуете, вы действуете согласно— я не сказал бы принципам,
но— побуждениям?
М.Ласки: Опыту и авторитету— собственному опыту, возможно
более чистому, и наилучшему доступному мне авторитету, чтобы, насколько
позволяют мои способности, на своем месте попытаться быть хорошим человеческим
существом, выбирая там, где я способна сделать выбор,
примиряясь—где мне не дано выбирать.
Митр.Антоний: А как насчет шкалы ценностей? Существует ли такая
шкала, от добра к злу, от лучшего к худшему, от уродства к красоте? Есть ли
какое-то основание, на котором можно построить шкалу ценностей?
М.Ласки: Здесь мудрить нечего, ответ будет очень простой,
потому что я руководствуюсь тем, что говорит само за себя. То, от чего я
чувствую себя лучше,— благо. То, от чего мне становится хуже,— зло.
Но нужен и авторитет. Видите ли, опять-таки, я могу оказаться безумной. Я могу
быть садистом. Если мне стало лучше, когда я бью ребенка, я должна обратиться к
авторитету. Со мной что-то неладно. Мне следует обратиться к врачу. Но, думаю,
то, от чего мне становится лучше в обществе, как существу общественному, если
оно прошло проверку авторитетом— и религия является частью того
авторитетного мнения, к которому я, конечно же, могу прибегнуть,— то, что
ведет к здоровью, к моему здоровому существованию в обществе, это благо. То,
что ведет к нездоровью,— зло.
Митр.Антоний: Да, но здоровье и нездоровье— понятия очень
относительные.