Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

какое-то основание, на котором можно построить шкалу ценностей?

М.Ласки: Здесь мудрить нечего, ответ будет очень простой,

потому что я руководствуюсь тем, что говорит само за себя. То, от чего я

чувствую себя лучше,— благо. То, от чего мне становится хуже,— зло.

Но нужен и авторитет. Видите ли, опять-таки, я могу оказаться безумной. Я могу

быть садистом. Если мне стало лучше, когда я бью ребенка, я должна обратиться к

авторитету. Со мной что-то неладно. Мне следует обратиться к врачу. Но, думаю,

то, от чего мне становится лучше в обществе, как существу общественному, если

оно прошло проверку авторитетом— и религия является частью того

авторитетного мнения, к которому я, конечно же, могу прибегнуть,— то, что

ведет к здоровью, к моему здоровому существованию в обществе, это благо. То,

что ведет к нездоровью,— зло.

Митр.Антоний: Да, но здоровье и нездоровье— понятия очень

относительные.

М.Ласки: Так ли уж обязательно? Вы, в своем качестве бывшего

врача, способны распознать состояние большего или меньшего физического

здоровья. Так и мы идем к тому, чтобы уметь распознавать более общее состояние

здоровья, например социальное здоровье некой общности, психосоматическое

здоровье отдельного человека в целом; и одна из вещей, которые мы должны бы

быть способны совершать в самих себе, опять-таки при помощи авторитета, это

распознавать, что для нас благо— и здесь слово «благо» очень важно—

и что зло.

Митр.Антоний: Меня здесь смущает, что там, где материальное

благосостояние людей улучшилось, они чувствуют себя счастливее, но тем не менее

мне часто жаль их, потому что они лишились чего-то более важного. И я бы

предпочел вернуться к менее обеспеченному состоянию, но быть живым, как прежде,

предпочел бы быть менее обеспеченным, менее счастливым, удовлетворенным, лишь

бы не снижалась динамика жизни.

М.Ласки: Я не думаю, что сказанное мною исключает это. Вы

говорите, что «лучше быть несчастным Сократом, чем счастливой свиньей»? Мне

думается, что полярность, крайности между несчастьем и счастьем, нездоровьем и

здоровьем, застоем и развитием— все это и побуждает к движению и

творчеству. Вот уж последнее, что я бы сказала: что я стремлюсь достичь

состояния совершенного, нескончаемого блаженства,— ведь это было бы

подобно вашей конечной гармонии. Вы знаете поэта-атеиста Уильяма Кори? Он