Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

включить, или вы скажете, как мне однажды сказал один атеист: «Ваша вера

происходит либо из беспросветного невежества, либо она— следствие того,

что вы сумасшедший, и поскольку вы не безнадежно невежественны (хотя он думал,

что я безнадежен, но не считал меня вполне невежественным), значит, вы

безнадежно помешаны».

М.Ласки: Когда я говорила об авторитете, я опять-таки думала об

авторитете не в больших вещах, а в мелочах. «Лис знает много секретов, а еж

один, но самый главный»80.

Я— лиса. Вы— еж. Так что когда я упоминаю авторитет, я хочу знать

авторитетное мнение о милосердии, о прелюбодеянии, о лжи и гневе. Но не о Боге.

Мои вопросы таковы: что я должна делать перед лицом этих человеческих проблем?

как мне поступать? в чем я могу найти утешение? Отцы Церкви и иудейские

наставники вникли во все эти вопросы и нашли ответы, которые подходят людям,

так что, вероятно, у них есть ответ, подходящий и для меня. Мне не обязательно

обращаться к источнику их ответов, но их ответы, скорее всего, подойдут моему

положению.

Митр.Антоний: Меня это поражает. Ведь в наше время люди

стремятся познать все, что существует,— хотят путешествовать, видеть,

читать, слышать, охватить всю реальность. Для меня вопрос стоит так: возможно,

Бог является частью этой реальности, и знать, существует ли Он, столь же

небезразлично, как знать, существует ли то или другое в этом материальном мире.

Это столь же важно, в каком-то смысле, не для моего мировоззрения, а по моему

страстному интересу ко всему, что есть.

М.Ласки: Но я же сказала: по-моему, Бога нет. Что переменилось

бы в моей жизни, если бы я думала иначе? В чем моя очень несовершенная картина

мира станет более совершенной, что изменится в моей жизни?

Митр.Антоний: Что изменилось в вашей жизни, когда вы

обнаружили, что существует музыка? В каком-то отношении вы могли бы прекрасно

прожить, никогда не пережив ничего, связанного с музыкой. Это не сделало вас ни

лучше, ни хуже, но чем-то обогатило вас. Это— часть подлинного и более

обширного опыта жизни,— так бы я поставил и проблему касательно Бога.

М.Ласки: Это мне понятно. Но ведь Бог, ясно, существует не для

того, чтобы я стала богаче. Вы как бы говорите, что существует еще вид

искусства, с которым я не встречалась. Я глуха к Богу, в противном случае я

стала бы богаче, так же как если бы могла понять какой-то вид искусства, сейчас