Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
впадать в самонадеянность, потому что у нас нет авторитетов. Но одно я скажу в
его пользу и против религии, а именно: если вы стараетесь жить по нему, он
развивает в вас качество, которое я ставлю очень высоко: стойкость без нытья,
без того чтобы искать помощи, ожидать которой нет никакого основания. Но нам
приходится— и когда я говорю «нам», я не знаю, кто эти «мы», я не знаю,
кто такие атеисты, и здесь опять-таки проявляется самодостаточность,— нам
приходится глубоко полагаться на религии, которые обладают многим, чего у нас
нет: обрядами, ритуалами, праздниками, словами, превосходящими все, что сумели
утверждать мы. Порой мне думается: хорошо бы на что-то опереться.
Бог под вопросом
Бог под вопросом82
Я хотел бы рассмотреть с вами вопрошание, то, как мы ставим под вопрос Бога,
с двух точек зрения: с одной стороны, посмотреть, как Сам Бог ставит под вопрос
тот Его образ, который мы создаем, и с другой стороны, то, как мы ставим под
вопрос Его Самого, не в категориях образа, но в категориях Личности. Надеюсь, я
успею сказать о том и о другом, но начать хотел бы с проблемы образа и
представить ее вам, так сказать, в четырех выражениях: вера, сомнение, истина и
реальность.
Современный мир, современная жизнь очень жестко ставят под вопрос веру. Мне
кажется, только подлинная, истинная вера может выдержать это испытание, но
любые суррогаты веры, все поверхностные подходы к вере— слава
Богу!— бывают сокрушены и уничтожены. В христианском обществе, то есть в
обществе, где христиане еще в большинстве, где и многие неверующие еще
сохраняют былую связь с христианством, эта проблема легко подменяется проблемой
безразличия и легковерия. В обществе, где господствует атеизм, особенно там,
где атеизм безудержный, агрессивный, проблема веры встает более четко, потому
что является личной ответственностью и начинается в какой-то момент с
события— с обращения, с открытия.
Одна из проблем западного мира в том, что человек рождается в обществе
нейтральном или еще христианском; то, что составляет интеллектуальное или
эмоциональное содержание веры, нам дается с самого начала— когда мы еще
способны все воспринять и еще неспособны применить свой критический ум,
поставить под сомнение, поставить под вопрос, сделать выбор. В результате вера
сохраняется, пока является актом простого доверия: у ребенка или у людей,
интеллектуально не склонных ставить что бы то ни было под вопрос. В детстве