Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Одна из проблем западного мира в том, что человек рождается в обществе
нейтральном или еще христианском; то, что составляет интеллектуальное или
эмоциональное содержание веры, нам дается с самого начала— когда мы еще
способны все воспринять и еще неспособны применить свой критический ум,
поставить под сомнение, поставить под вопрос, сделать выбор. В результате вера
сохраняется, пока является актом простого доверия: у ребенка или у людей,
интеллектуально не склонных ставить что бы то ни было под вопрос. В детстве
этот акт веры направлен на Бога через посредство родителей, или воспитателей,
или всей среды, это акт простого доверия, в результате которого человек
становится наследником, обладателем общего достояния. Но воспитание, которое мы
дальше даем молодежи, детям, далеко уступает образованию, какое они получают,
например, в плане научном или гуманитарном. И неизбежно наступает момент, когда
внутри человеческой личности сталкивается ребенок с его детской верой и
взрослый человек с его опытом и светским образованием. Начинается диалог,
который часто— поединок между взрослым человеком, у которого нет данных
веры, и ребенком, у которого нет данных разума.
Иногда взрослый ум разбивает в пух и прах способность верить того ребенка,
который еще жив в нем, иногда ребенку удается проявить упорство и отстоять свое
право на существование. Тогда внутри человеческой личности происходит
разделение, бок о бок живут ребенок с чистым сердцем и взрослый с утонченным
интеллектом, и человек лишь поочередно может быть или верующим, или взрослым. В
различные моменты то берет верх ребенок, то взрослый человек вступает в свои
права, профессионально или в целом как член общества. И в конечном итоге в той
мере, в какой взрослый все же участвует в жизни ребенка, веру в плане
интеллектуальном подменяет легковерие, способность принимать с некоторым
безразличием, с некоторой наивностью данные, которые касаются лишь
эмоциональной жизни, жизни сердца; интеллект в полном своем объеме как бы
отделен от этой жизни. Не то мы видим в Священном Писании. Не о такой вере