Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Одна из проблем западного мира в том, что человек рождается в обществе

нейтральном или еще христианском; то, что составляет интеллектуальное или

эмоциональное содержание веры, нам дается с самого начала— когда мы еще

способны все воспринять и еще неспособны применить свой критический ум,

поставить под сомнение, поставить под вопрос, сделать выбор. В результате вера

сохраняется, пока является актом простого доверия: у ребенка или у людей,

интеллектуально не склонных ставить что бы то ни было под вопрос. В детстве

этот акт веры направлен на Бога через посредство родителей, или воспитателей,

или всей среды, это акт простого доверия, в результате которого человек

становится наследником, обладателем общего достояния. Но воспитание, которое мы

дальше даем молодежи, детям, далеко уступает образованию, какое они получают,

например, в плане научном или гуманитарном. И неизбежно наступает момент, когда

внутри человеческой личности сталкивается ребенок с его детской верой и

взрослый человек с его опытом и светским образованием. Начинается диалог,

который часто— поединок между взрослым человеком, у которого нет данных

веры, и ребенком, у которого нет данных разума.

Иногда взрослый ум разбивает в пух и прах способность верить того ребенка,

который еще жив в нем, иногда ребенку удается проявить упорство и отстоять свое

право на существование. Тогда внутри человеческой личности происходит

разделение, бок о бок живут ребенок с чистым сердцем и взрослый с утонченным

интеллектом, и человек лишь поочередно может быть или верующим, или взрослым. В

различные моменты то берет верх ребенок, то взрослый человек вступает в свои

права, профессионально или в целом как член общества. И в конечном итоге в той

мере, в какой взрослый все же участвует в жизни ребенка, веру в плане

интеллектуальном подменяет легковерие, способность принимать с некоторым

безразличием, с некоторой наивностью данные, которые касаются лишь

эмоциональной жизни, жизни сердца; интеллект в полном своем объеме как бы

отделен от этой жизни. Не то мы видим в Священном Писании. Не о такой вере