Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

неспособность распознать Добро и Зло, отличить истину от ошибки, жизнь от

смерти, Бога от князя мира сего. Это факт, с которым надо считаться, но этот

факт является также неотъемлемой частью нашего становления, нашего роста,

нашего возрастания, в результате которого мы будем окончательно привиты к Богу.

Христианина охватывает страх, потому что ему кажется, что, как только он

ставит под вопрос свой образ Бога, он грешит против Самого Бога. Я хочу вам

пояснить его ошибку, коротко сравнив сомнение христианина с систематическим,

творческим сомнением ученого. Ученый собирает данные; когда их становится

слишком много и не удержать в одной руке, когда, чтобы использовать эти данные,

надо их связать между собой, расположить так, чтобы рассматривать их как целое,

а не по отдельности, ученый строит гипотезу, теорию, модель, которая позволила

бы держать все данные вместе и видеть их взаимосвязь. Но ученый прекрасно

знает, что эта модель искусственна, что это лишь способ объединить данные и что

объективная реальность обнимает множество других фактов. И первое, что сделает

настоящий ученый, построив такую модель: он начнет искать ошибку в своем

построении или, если ошибка не находится, искать тот новый факт, который никоим

образом не вписывается в модель, потому что лишь разрушив модель, ученый может

приблизиться— возможно, всего на шаг— к более истинному видению

реальности, которая всегда превосходит промежуточное видение, выраженное его

моделью, его теорией, его гипотезой. Отношение ученого к сомнению таково, что

он ищет сомнения, систематически к нему прибегает, это сомнение беспощадно, оно

мужественно, и все время это сомнение возможно лишь потому, что в основе его

лежит уверенность: цель его поиска— не построение модели, а все более

истинное, все более полное видение реальности. И ученый знает, что разрушение

всех последовательных моделей реальности никак не угрожает самой реальности,

тому, что есть на самом деле.

Так вот, мы, христиане, могли бы чему-то научиться в отношении сомнения,

обуревающего нас или встающего перед нами. Сомнение, вопрос появляются лишь