Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Откровения и создать из них как можно более богатый и полный образ Бога, если в

этот момент мы безрассудно сказали бы: «Вот мой Бог», мы создали бы идола,

который закрывает видение Бога истинного, вместо того чтобы создать прозрачный

образ, который позволил бы нам видеть сквозь него реальность, все более его

превосходящую. И тут мы подходим к разнице между реальностью и истиной.

В русском языке, особенно после писаний отца Павла Флоренского, существует,

мне кажется, пагубное смешение этих выражений. Флоренский производит слово

«истина» от глагольной формы «есть»— «естина» и говорит, что

истина— это просто то, что объективно есть84. Это сомнительная этимология, и это также очень

опасная точка зрения. Это точка зрения, породившая самую крайнюю нетерпимость,

самые жестокие религиозные преследования, потому что, если отождествить истину

в ее выражении с той реальностью, о которой идет речь, тогда ошибка в формулировке

означает богохульство, означает непрощаемый грех. Но если мы поймем, что между

сформулированной истиной и реальностью существует связь, а не идентичность, в

диалог между людьми о Божестве привносится свежая гибкость. Я хотел бы

несколько пояснить, что я имею в виду.

Реальность— это все, что есть, знаемое нами или незнаемое, это и

познанное, и тайна Бога и Творения. Истина— это та частица реальности,

которую мы познали и выразили. Здесь два ограничительных выражения: познали означает,

что я увидел то малое, что мне доступно, выразили означает, что я

попытался определить в терминах языка то малое, что увидел. На самом деле здесь

двойное ограничение. Когда мы видим человеческую личность, мы не видим всю ее,

мы схватываем лишь что-то из этой личности. И когда мы хотим передать другому

доступными нам средствами языка схваченное нами, мы еще ограничиваем то, что

можно было бы сказать. Так что между тем, что я говорю, и тем, что на самом

деле есть,— целый ряд ограничений.

А теперь я скажу нечто об истине. Если истина— это выражение

реальности, в той мере, как мы ее охватили и находим способы выразить (а