Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

небытие и увидеть: я— пустота, от меня ничего не осталось…

Разумеется, с точки зрения логики это абсурд, но очень многое в нашей жизни

абсурдно. Люди неверующие, по-настоящему уверенные в полном своем уничтожении,

могут умирать— я это видел, а также люди, которые встречаются со смертью

в момент, в ситуации, которая придает смысл их смерти. Я вам дам пример. Мотивы

его я похвалить не могу, но он хорошо иллюстрирует именно это отношение. Во

время боев в 1940году я был на фронте, принимал раненых, и мне сказали, что

в углу нашей палатки двое умирающих немцев. Поскольку я говорю по-немецки, меня

попросили сказать им несколько слов, чтобы им было не так одиноко умирать. Они

были до того изрешечены пулями, что это не поддается описанию. Я обратился к

одному из них и, просто чтобы что-то сказать, спросил: «Очень страдаешь?» Он на

меня посмотрел угасающим взором и ответил: «Я не чувствую страдания— мы

же вас бьем!» Я не хочу сказать, что причина, по которой он забыл о собственных

страданиях, хороша сама по себе, но так же сказали бы мученики, так же сказала

бы мать, если бы речь шла о жизни ее ребенка.

Мы можем смотреть в лицо смерти, если что-то придает ей смысл, если наша

вера позволяет нам рассматривать смерть как один из этапов жизни, иначе мы на

это не способны. Роль врача, дилемма для врача вот где. В реальной ситуации мы

не спрашиваем, точнее вы не спрашиваете, пациента, что он думает о жизни и

смерти. Вы заставляете его жить, вернее, не жить, а существовать, претерпевать

жизнь. Вы продлеваете его жизнь, заставляете его пережить себя и претерпевать

всю тяжесть, и боль, и тяготу этого выживания дольше, чем он бы хотел, и в этом

этическая проблема для профессиональных медиков. Но как возможно разрешить эту

проблему? Не иначе как учитывая человеческие ценности и немедицинские факторы,

потому что, если у нас нет определенного отношения к жизни и ее ценностям, к

смерти и ее месту и значению, нам не остается иного выбора, кроме как

заставлять людей жить, пока они не смогут наконец со вздохом облегчения

вырваться из наших рук и войти в покой. Но это проблема, с которой должны