Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
собственное мнение.
Надо принимать в учет и страдание. Нам теперь известны средства облегчать
как физические страдания, так и душевные переживания и муку. Оправданно ли
употребление этих средств? Вы, вероятно, сразу пожмете плечами и скажете:
конечно, разве не в этом наша цель, разве не этого каждый, кто страдает,
ожидает от нас? Возможно, и так, но в какой момент мы должны вмешаться, и до
какой степени? Это опять-таки вопрос человеческих ценностей. Какова
нравственная ценность личности, которая перед лицом тяжелой утраты предпочитает
погрузиться в бесчувственность, предпочитает избежать боли, и страдания, и
ужаса утраты? Что это говорит о взаимоотношении, какое было между этим
человеком и тем, который умер? Такая позиция определяется отношением к жизни, и
отношением к смерти, и отношением к себе, определяется страхом, определяется
она очень многим, но достойна ли она человека, можно ли ее оправдать? Хотел бы
кто-либо из нас, чтобы его жена, мать, дочь отказались принять горечь утраты
его и сказали: «Я хочу забыться, я хочу чувствовать, будто он не умер или будто
это не имеет значения»? Что это говорит о человеческих взаимоотношениях, о
которых мы твердим до бесконечности, до тошноты? Где моя любовь, если я скажу:
«Теперь, когда любимый умер, любимая умерла,— лучше забыть об этом, лучше
стать бесчувственным, потому что это меня расстраивает»? И еще: какова
человеческая ценность того, кто настолько боится страдания, что от страха
страдания никогда не посмотрит в лицо никакому физическому испытанию?
Я был воспитан, возможно, странным образом, но благодарен этому. Что
касается смерти, я помню две фразы моего отца. Когда я был очень молод, мы
говорили о смерти, и, не объясняя мне, что это такое, потому что этого надо
дознаться самостоятельно, отец сказал мне: «Научись в течение всей жизни так
ждать свою смерть, как юноша ждет свою невесту». И еще: «Помни: жив ты или
мертв— не имеет значения, даже для тебя. Важно, ради чего ты живешь и
ради чего ты готов умереть». Это относится к смерти, это относится и к