Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
чтобы печка грела больничную палату, чем все эти погонные вопросы. А в других
случаях хвалили, может быть, а я знал, что хвалят совершенно напрасно.
Помню— коль уж до исповеди дошло,— когда я еще был маленьким
мальчуганом, меня пригласили в один дом, и нас несколько человек играли в мячик
в столовой, и этим мячиком мы разбили какую-то вазу. После чего мы притихли, и
нас, я помню, мамаша моего товарища хвалила за то, что мы были такие тихие, и
что мы так прекрасно себя вели, и что я был таким примерным гостем. Я потом
драл домой с таким чувством— как бы успеть сойти с лестницы раньше, чем
она вазу обнаружит. Так что вот вам второй пример: хвалили, и тихий я был,
предельно тихий, только, к сожалению, до этого успел вазу разбить.
На войне же была все-таки какая-то доля опасности, и поэтому сознание, что
ты действительно в руках Божиих, доходит иногда до очень большой меры. Попутно
делаешь всякого рода открытия: о том, что ты не такой замечательный, что есть
вещи гораздо важнее тебя; о том, что есть разные пласты в событиях. Есть,
скажем, пласт, на котором ты живешь, и тебе страшно или какие-то еще чувства
одолевают тебя, а есть помимо этого еще какие-то два пласта: выше, над
тобой— воля Божия, Его видение истории, и ниже— как течет жизнь, не
замечая событий, связанных с твоим существованием. Помню, как-то я лежал на
животе под обстрелом, в траве, и сначала жался крепко к земле, потому что
как-то неуютно было, а потом надоело жаться, и я стал смотреть: трава была
зеленая, небо голубое, и два муравья ползли и тащили соломинку, и так было
ясно, что вот я лежу и боюсь обстрела, а жизнь течет, трава зеленеет, муравьи
ползают, судьба целого мира длится, продолжается, как будто человек тут ни при
чем; и на самом деле он ни при чем, кроме того, что портит все.
Ну, и потом очень простые вещи, которые вдруг делаются очень важными.
Знаете, когда дело доходит до жизни и смерти, некоторые вопросы совершенно
снимаются и под знаком жизни и смерти проявляется новая иерархия ценностей:
ничтожные вещи приобретают какую-то значительность, потому что они человечны,