Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
выпустят, и я решил хоть в свое удовольствие быть арестованным. Говорю: «Чудная
война идет— мы же вас бьем!» —«Как, вы, значит, против немцев?»
—«Да». —«Знаете, я тоже (это был французский полицейский на службе
у немцев), убегайте поскорее». Этим и закончилось, но за эти минуты случилось
что-то очень интересное: вдруг все время, и прошлое, и будущее,
собралось в одно это мгновение, в котором я живу, потому что подлинное прошлое,
которое на самом деле было, больше не имело права существовать, меня за это
прошлое стали бы расстреливать, а того прошлого, о котором я собирался им
рассказывать во всех деталях, никогда не существовало. Будущего, оказывается,
тоже нет, потому что будущее мы себе представляем, только поскольку можем
думать о том, что через минуту будет. И, осмыслив все это после, я обнаружил,
что можно все время жить только в настоящем. И молиться так—
страшно легко. Сказать «Господи, помилуй» нетрудно, а сказать «Господи,
помилуй» с оглядкой на то, что это только начало длиннющей молитвы или целой
всенощной, пожалуй, гораздо труднее.
Ну, и тем временем было десять лет тайного монашества, и это было блаженное
время, потому что, как Феофан Затворник говорит: Бог да душа— вот и
весь монах. И действительно был Бог и была душа, или душонка,— что бы там
ни было, но, во всяком случае, я был совершенно защищен от мнения людей. Как
только вы надеваете какую-нибудь форму, будь то военная форма или ряса, люди
ожидают от вас определенного поведения, и вы уже как-то приспосабливаетесь. И
тут я был в военной форме, значит, от меня ожидали того, что военная форма
предполагает, или во врачебном халате, и ожидали от меня того, что ждут от
врача, и весь строй внутренней жизни оставался свободным, подчинялся лишь
руководству моего духовника.
Вот тут я уловил разницу между свободой и безответственностью в свободе.
Потому что его действительной заботой было: ты должен строить свою душу,
остальное все второстепенно. Я, например, одно время страшно увлекся мыслью