Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
всенощной, пожалуй, гораздо труднее.
Ну, и тем временем было десять лет тайного монашества, и это было блаженное
время, потому что, как Феофан Затворник говорит: Бог да душа— вот и
весь монах. И действительно был Бог и была душа, или душонка,— что бы там
ни было, но, во всяком случае, я был совершенно защищен от мнения людей. Как
только вы надеваете какую-нибудь форму, будь то военная форма или ряса, люди
ожидают от вас определенного поведения, и вы уже как-то приспосабливаетесь. И
тут я был в военной форме, значит, от меня ожидали того, что военная форма
предполагает, или во врачебном халате, и ожидали от меня того, что ждут от
врача, и весь строй внутренней жизни оставался свободным, подчинялся лишь
руководству моего духовника.
Вот тут я уловил разницу между свободой и безответственностью в свободе.
Потому что его действительной заботой было: ты должен строить свою душу,
остальное все второстепенно. Я, например, одно время страшно увлекся мыслью
сделать медицинскую карьеру и решил сдавать экзамен, чтобы получить специальную
степень. Я отцу Афанасию про это сказал. Он на меня посмотрел и ответил:
«Знаешь, это же чистое тщеславие». Я говорю: «Ну, если хотите, я тогда не
буду». —«Нет,— говорит,— ты пойди на экзамен— и
провались, чтобы все видели, что ты ни на что не годен». Вот такой совет: в
чисто профессиональном смысле это нелепость, никуда не годится такое суждение.
А я ему за это очень благодарен. Я действительно сидел на экзамене, получил
ужасающую отметку, потому что написал Бог весть что даже и о том, что знал,
провалился, был внизу списка, который был в метр длиной; все говорили: ну
знаешь, никогда не думали, что ты такая остолопина,— и чему-то научился,
хотя это и провалило все мое будущее в профессиональном плане. Но тому, чему он
меня тогда научил, он бы меня не научил речами о смирении, потому что сдать
блестяще экзамены, а потом смиренно говорить: да нет, Господь помог,— это
слишком легко.