Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
чтобы она служила как бы мостом между слушателем и Евангелием, иначе говоря,
чтобы казалось, что между слушателем и Евангелием ничего нет. Митрополит
Антоний говорит: «Евангельские события часто кажутся нам далекими, почти
призрачными, а вместе с тем они обращены к каждому из нас в каждое
мгновение»,— и в своей проповеди он максимально сокращает расстояние,
отделяющее современного человека от живого Христа, и делает нас участниками
Евангельской истории.
Литургичность. В данном контексте это означает, что богословие
митрополита Антония облекает в слова безмолвное по преимуществу Таинство
Церкви: не какую-либо часть церковного обряда и не одно из таинств, но
совокупность церковного общения. Его слово вводит человека в Церковь подобно
священнодействию. Митрополит Антоний говорит об этом качестве слова в
применении к опыту молитвы: «Тогда каждое слово молитвы постепенно приобретает
жизненность, какую-то взрывчатую силу, и когда мы эти слова произносим, они
нашу душу взрывают, озаряют ее, дают ей импульс, толчок и нас приобщают к тому,
что стоит за этим опытом: к Богу».
Антропологичность. Эта особенность учения митрополита Антония более
всего раскрыта в данной книге, посвященной в первую очередь антропологическим
проблемам. Проповедь митрополита Антония устремлена к тому, чтобы вернуть
испуганному и оглушенному современнику веру в себя. Митрополит Антоний
постоянно говорит о том, что «Евангелие все пронизано верой в человека»,
говорит и о том, что человек— «единственная точка соприкосновения между
верующим и неверующим», потому что «человек— это та реальность, которая
составляет тему жизни всякого человека». Он подчеркивает безмерную глубину
каждой человеческой личности, бесконечную ценность человека для Бога и
постоянно присутствующую возможность общения между Богом и человеком. Это
общение в каком-то смысле равноправно, то есть подобно отношениям любви или
дружбы, а не господства и рабства. Именно так, как личные и неповторимые