Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
людях, и их общины стали настолько же малы и ограниченны, как и те, кто их
составляет. Вторую реакцию мы находим вне Церкви— среди агностиков,
рационалистов и атеистов. Мы ответственны за оба эти подхода и должны будем
дать за это отчет как в истории, так и на последнем Суде. И все же это не
соответствует тому, как Бог видит человека.
Когда мы стараемся понять, какое значение Сам Бог придает человеку, мы
видим, что мы куплены дорогой ценой, что цена человека в глазах Божиих—
вся жизнь и вся смерть, трагическая смерть Его Единородного Сына на кресте. Вот
как Бог мыслит человека— как Своего друга, созданного Им для того, чтобы
он разделил с Ним вечность. Опять же, когда мы обращаемся к Евангелию, к притче
о блудном сыне (Лк15:11—32), мы видим, как этот человек, который пал и
утратил величие своего сыновства, своего призвания, возвращается к своему отцу.
По дороге он готовит свою исповедь. Он готов признать, что согрешил против неба
и против своего отца. Он готов признать, что недостоин более называться сыном.
И, однако, когда он встречает отца, тот позволяет ему сказать только половину:
исповедать свое недостоинство и свой грех— что он согрешил против неба и
отца, но просить себе место в Царствии ниже сыновства— «прими меня в
число наемников твоих»— этого он позволить не может. Он останавливает
сына в тот момент, когда юноша признается в своем недостоинстве, потому что не
может позволить своему сыну предлагать иные условия для восстановления своего
звания— недостойные тех первичных, изначальных и вечных взаимоотношений,
к которым он призван. Он может быть недостойным сыном, он может быть кающимся
сыном, он может вернуться в отчий дом, но только как сын. Каким бы недостойным
сыном он ни был, он никогда не сможет стать достойным наемником.
Вот так Бог смотрит на человека— в перспективе его сыновства, которое
даровано нам в воплощении Господа Иисуса Христа, которое заложено в акте
творения и соответствует нашему призванию стать причастниками Божественной
природы (2Пет1:4), быть усыновленными в Единородном Сыне и в