Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
быть приятным или неприятным. Нет глубины, в которую можно проникать, нет
глубины, которую можно узнавать или ощущать, потому что глубина человека не
относится ни к пространству, ни ко времени: ее там невозможно обнаружить.
Когда в Писании говорится, что сердце человеческое глубоко (Пс63:7),
речь идет о той глубине, которая не умещается в геометрию, которая есть третье
измерение— вечности и безмерности, это есть собственное измерение Бога. И
поэтому когда человека возносят на алтарь, чтобы ему поклоняться только как
историческому существу, живущему в пространстве и во времени, оказывается, что
в нем поклоняться нечему. Он может быть большим, он может перерасти самого
себя. Он может стать одним из тех великолепных идолов, о которых мы знаем из
истории ранних цивилизаций, но он никогда не обретет величия, потому что величие
не определяется размером. Только в том случае, если человек имеет это третье
измерение, невидимое, неосязаемое— измерение глубины и содержания,
бесконечности и вечности,— только тогда человек больше, чем видимое, и
тогда даже в унижении своем он становится великим. Даже будучи побежденным, он
может быть больше, чем тот, кто его по видимости победил.
Откровение Бога во Христе, или абсолютное измерение вечности и безмерности
во Христе, связано с откровением о поражении и унижении. Для тех в языческом
мире и в еврейской традиции, кто представлял Бога облеченным во все мыслимое
человеком величие, кто видел в Боге все свои устремления в совокупности, все,
что их восхищало в творении,— для этих людей откровение Бога во Христе
было оскорбительным и кощунственным, оно было невыносимо, потому что великий,
пренебесный и победоносный Бог, Которого они представляли и Которого с такой
красотой и силой описывали, например, друзья Иова (Иов4—5, 11, 25), этот
Бог является им пораженным, беззащитным, уязвимым, побежденным и поэтому
достойным презрения. И вместе с тем в Нем мы обнаруживаем предельное величие,
потому что во всем этом— в Его видимом поражении— видим победу
любви: любви, которая, дойдя до предела— до последней возможности или