Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
вещи к бытию и когда человек был призван не к преходящему эфемерному
существованию, не в качестве эксперимента, но был призван быть и быть навсегда
в качестве соучастника в вечности Живого Бога. Это был момент, когда Бог и
человек оказались связанными— если можно употребить здесь это
слово— одним и тем же риском, потому что именно в творении Бог берет на
Себя не только последствия сотворения человека, но и последствия того, что сделает
человек с временем и вечностью. На протяжении всей Библии мы видим, что Бог
никогда не отказывался ни от ответственности, ни от солидарности с человеком;
мы видим, как Он действует в различных ситуациях, человеком созданных, как Он
применяется к ним, чтобы совершать наше спасение, которое является конечным
исполнением человеческого предназначения. Однако существенным событием,
существенным актом солидарности является воплощение Слова Божия. Бог становится
человеком. Бог вступает в историю. Можно сказать, Он принимает на Себя
временную судьбу, Он становится частью, моментом становления. Но насколько
далеко заходит Он в этой солидарности? Обычно в проповедях мы подчеркиваем или
слышим от других, что Он соучаствует во всем человеческом, за исключением
греха. И если спросить, что же это за «человеческое», в котором Он участвует,
нам скажут, что это ограничения времени и пространства, что это условия
человеческой жизни: усталость, голод, жажда, тоска, одиночество, ненависть,
преследования и, наконец, смерть на кресте. Но мне кажется, что, сказав все
это, мы упускаем нечто существенное, лежащее в основе, что представляется более
важным, чем каждое из упомянутых состояний. Да, Христос в конечном счете
воспринял не только человеческую жизнь, но и человеческую смерть. Но что это
значит? О какой солидарности это свидетельствует?
Если мы обратимся к Писанию, мы увидим, что смерть и грех, то есть смерть и
отделенность от Бога, смерть и потеря Бога— то, что можно этимологически
назвать атеизмом,— неразрывно связаны. Смерть коренится в потере
Бога, в отлученности от Него. Святой Максим Исповедник в одном из своих писаний