Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

том, как оно отражается в нашей жизни.

Мне кажется, что Рождество Христово нам говорит, во-первых, о вере Божией в

человека, во-вторых, о нашей ответственности по отношению к этой вере и к тому,

что она означает для Бога и для нас, и наконец, о той надежде, которую

Рождество Христово, воплощение Сына Божия, должно вызывать в нас: надежду не

пустую, не безответственную, а вдумчиво-серьезную, которая требует от нас

ответа всей жизнью, всем нашим существованием.

Тема о вере Бога в человека не так часто является темой разговора,

размышления, а вместе с тем это такая потрясающая тема! Бог вызвал нас всех,

все человечество, из небытия. Каждого из нас Он из того же небытия вызывает к

существованию, без Его воли не рождается никто, и поэтому с первого момента

нашего существования между Богом и нами очень глубокая связь. Он нас позвал—

мы встали перед Ним, Он произнес слово, которое оказалось силой, приведшей нас

к бытию. И, может быть, стоит задуматься над тем, что в книге Откровения нам

сказано, как в конце времен, после Второго пришествия Господня, каждый из нас

получит имя, которое знают только Бог и тот, кто это имя получает

(Откр2:17). Не означает ли это имя, неизвестное больше никому, что каждый

из нас для Бога— единственный, неповторимый и что отношение с Богом

каждого из нас абсолютно неповторимо, ни с чем не сравнимо, что человечество

является как бы все нарастающей, громадной и дивной мозаикой, где каждый из нас

представляет собой один камушек,— но камушек, на котором держится вся

мозаика? Вынь один из них— начинает расшатываться все здание, все

мироздание. И каждого из нас Бог творит, вызывает к бытию по невыразимой и,

по-человечески говоря, непонятной любви к нам. Непонятной, потому что Он знает,

каковы мы, мы и сами знаем, как мы неотзывчивы на любовь— и на

человеческую, и еще больше на Божественную. И Бог каждого из нас вызывает к

бытию для того, чтобы мы вступили в таинство взаимной с Ним любви. Он является

для всего мироздания Женихом, и каждая человеческая душа является как бы