Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
мозаика? Вынь один из них— начинает расшатываться все здание, все
мироздание. И каждого из нас Бог творит, вызывает к бытию по невыразимой и,
по-человечески говоря, непонятной любви к нам. Непонятной, потому что Он знает,
каковы мы, мы и сами знаем, как мы неотзывчивы на любовь— и на
человеческую, и еще больше на Божественную. И Бог каждого из нас вызывает к
бытию для того, чтобы мы вступили в таинство взаимной с Ним любви. Он является
для всего мироздания Женихом, и каждая человеческая душа является как бы
невестой. И Он свободно вызывает к бытию каждого из нас, как бы веря в то, что
мы не обманем Его ожиданий.
Можно бы себе поставить вопрос о том, каков плод этой веры. Первая чета
изменила своему призванию, изменила Богу, изменила мирозданию, предав всю тварь
во власть сатаны. Как после этого можно верить в потомков Адама и Евы? Как
можно верить в это человечество, которое дало не только Авеля, но и Каина и
которое на протяжении всей истории искажало и продолжает искажать—
жадностью, ненавистью, страхом, всеми возможными грехами— тот мир,
который Господь вызвал к бытию? Как возможно, что Бог нас создал, поверив, что
Его творческий акт будет не напрасен, что в конечном итоге мы, может быть, и
оправдаем его? Я говорю «может быть», потому что это зависит от нас, а не
только от Бога. Бог вызывает нас к бытию, Бог нам дает свободу, без которой нет
любви, Бог открывается нам, по мере того как мы оказываемся способными Его
воспринять, открывается нам со всей Своей глубиной. А открыться— это
значит стать уязвимым, открыться доверчиво другому существу— значит
отдаться в его власть. И, действительно, когда Бог нам предлагает Свою любовь,
а мы— может быть, не словами, но всей жизнью— от этой любви
отрекаемся, разве мы не готовим распятие Господа, не соучаствуем в нем?
В предисловии к рассказу о своем житии протопоп Аввакум так представляет
сотворение мира (я цитирую не дословно, но точно передаю мысль). И сказал Отец:
Сыне, сотворим человека! И Сын ответил: сотворим его, Отче. И Отец сказал: но