Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
его плуг, в эту землю он будет кидать семя по своему выбору, не Божиему, он
заставит эту землю приносить плод, которого он хочет. Он будет бросать в нее
удобрение, то есть в каком-то смысле осквернять ее. Он будет чувствовать в себе
торжество силы, он может за это поблагодарить Бога: «Да, Ты мне дал власть. Эти
пять пар волов— мои, я с ними могу делать, что захочу, они мне
подвластны». А другой женился, его душа полна радости, ему никакой другой
радости не нужно. И когда Бог его, в свою очередь, зовет на Свой брачный пир,
он отвечает: «Твой брачный пир мне не нужен, у меня свой!»
Вот ответы, которые так часто мы даем Богу, вот где начинается ответность
или ответственность наша. Бог в меня поверил, Бог мне, как Жених, предложил
Свою любовь, а я Ему отвечаю: Твои дары— да, принимаю, а Ты—
повремени. Когда истощится все земное, тогда я, может, успею обернуться к
небесному и прийти к Тебе. Как может Бог верить в такого человека? Как может
Бог по вере нас создать, верой нас одарить и жизнь Свою дать для того, чтобы
этот неверный человек опомнился? Тут тоже на что-то отвечать надо, не в порядке
ответственности перед законом, а в порядке внутреннего ответа. Бог стал
человеком. Посмотри в эти ясли: там лежит беспомощный Ребенок, Младенец,
Который зависит всецело от того, что над Ним совершат, что Ему сделают. Бог во
всем Своем могуществе, во всей Своей славе предлежит перед нами в образе
бессильного, хрупкого, от нас до конца зависящего Ребенка— уязвимого,
Который над Собой не имеет власти.
А что над Ним будет сделано— мы знаем. Божией Матерью Он принят, Она
стала святилищем храма. Святое святых107
и Она теперь стали одно и то же. Она является местом пребывания Всесвятого
Бога, пришедшего плотью— плотью, которая вся пронизана Божеством. Иосиф в
смущении, в колебании боролся с самим собой до момента, когда ангел ему открыл
тайну Воплощения (Мф1:20—21). Мудрецы шли, шли за звездой
(Мф2:1—10), которая их вела, как говорит церковная песнь108, к Солнцу правды, к