Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

другого. И как только мы примем другого, мы уже не можем утверждать себя

по-прежнему резко и безапелляционно, не можем другого отбрасывать и не

принимать его реального, конкретного и полного присутствия. Для нас это

равносильно самоисключению. И слова Сартра: «Ад— это другие»111— мы можем понять именно в таком

смысле: это те «другие», которые неизбежно нас окружают, от которых некуда

деться, которые безжалостно нам навязаны, когда мы сами хотели бы навязать им

себя так, чтобы они были периферией, а «я»— абсолютным центром,

обладающим той уверенностью и тем покоем, которыми обладает центральная точка в

сравнении с периферией.

Итак, самоутверждение равносильно отрицанию другого. Но самоутверждение

индивидуума есть и отказ от самой способности любить, потому что любить—

это прежде всего признавать в другом само его бытие, признавать, так сказать,

актуальность другого, признавать, что другой радикально, полностью, до конца от

меня отличен, признавать его как факт и воспринимать его не как нечто опасное,

а как реальность положительную, как участника в общей гармонии вселенной и

относиться к нему соответственно, то есть с уважением, чувством почтительности,

я бы даже сказал, почитания— в смысле того уважения, которое пробуждает в

нас желание и волю к совершенному и полному служению. Любить кого-то— это

прежде всего признать за ним право на существование, дать ему «право

гражданства» и занять по отношению к нему периферийное место, затем с этой

периферии устремляться к нему, все более забывая себя самого.

И вот до чего же нам это кажется нереальным, особенно в той форме, в какой я

об этом говорю! Но все мы знаем, например, что мы все время окружены людьми,

существования которых мы почти не замечаем, они для нас— обстановка,

причем весьма громоздкая, потому что она все время оказывается на нашем пути и

мы или наталкиваемся на нее, или нам приходится ее обходить. Мы часто называем

человеческими отношениями то, что в большинстве случаев следовало бы называть

столкновениями. Если мы не успели разминуться, мы неизбежно сталкиваемся, но и