Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
говорит и о том, что человек— «единственная точка соприкосновения между
верующим и неверующим», потому что «человек— это та реальность, которая
составляет тему жизни всякого человека». Он подчеркивает безмерную глубину
каждой человеческой личности, бесконечную ценность человека для Бога и
постоянно присутствующую возможность общения между Богом и человеком. Это
общение в каком-то смысле равноправно, то есть подобно отношениям любви или
дружбы, а не господства и рабства. Именно так, как личные и неповторимые
отношения с Богом, митрополит Антоний открывает нам молитву. Благодаря
сосредоточенности митрополита Антония на человеке во всей полноте бытия, его
проповедь производит впечатление обращенной к каждому лично, несмотря на то,
что его слушают толпы. Оно вызывает каждого человека на личный диалог с Богом.
В современном секулярном обществе слово митрополита Антония звучит
непривычно— это слово проповедника, пастыря, оно призвано изменить жизнь
людей, а не их взгляды и убеждения, но изменить не так, как меняет
гипнотическое, агрессивное слово проводника какой-либо идеологии, но скорее
так, как ее углубляет поэзия. Об этом говорит Рильке: «Здесь [в искусстве] нет
ни одной точки, где тебя не видно. Ты должен жить по-иному». Мы позволим себе
добавить, что в своей особой плотности и концентрации слово митрополита Антония
преображает нашу жизнь подобно тому, как это делает Священное Писание: Ибо
слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно
проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и
намерения сердечные (Евр4:12).
Все беседы, лекции и проповеди митрополита Антония, собранные в этой книге,
представляют собой запись живой, устной речи, и мы надеемся, что читатель
почувствует особенности этой речи, прямой во всех смыслах слова. Естественно,
устные жанры не предполагают разъясняющих примечаний и библиографических
ссылок, поэтому все они даны редакцией. Митрополит Антоний цитирует творения
святых отцов так, как он их пережил и, может быть, дополнил личным духовным