Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
этого не можем. Личность, персона— это то, чем мы призваны стать,
преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать.
Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге.
В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется
под видом индивидуума. И вот аналогия, которую я хотел бы провести: мы—
это картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала
совершенно неузнаваемой. Мы стали карикатурой образа Божия. Если вы покажете
картину знатоку, он внимательно ее рассмотрит и скажет: в этом портрете бровь,
часть лица несомненно принадлежат руке мастера, все остальное— нет.
Тогда, изучая эту бровь— технику, краски, совершенное движение кисти, ее
родившей,— попробуйте снимать слой за слоем все записи. Сняв один слой,
мы скажем: «Это глубже предыдущего, но все еще не рука мастера, это запись, она
фальшива в сравнении с этим штрихом брови, с той цветовой гаммой, которая уже
без сомнения принадлежит мастеру». И так постепенно нам удается расчистить картину,
вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений.
Именно это мы и должны сделать над самими собой. Но как? Апостол Павел
советует найти себя во Христе и найти Христа в себе (напр., Гал4:13;
Флп2:5). В такой форме это может показаться едва ли не вызовом: как найти
Христа там, где, по всей очевидности, Его нет, поскольку Он совершенно скрыт
слоями обезображивающих записей? Я могу дать вам простой совет, который вы
сможете испробовать и который, мне кажется, может дать результаты. Когда вы
читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь
с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь
найду,— правда, ибо это говорит Бог, и я должен рукоплескать, поддакивать
всему, потому что таким образом окажусь на правильной стороне в предвидении
Суда Божия,— если вы просто честны по отношению к самому себе, вы
увидите, что в Евангелии есть три рода вещей.
Одни нас ничем особенно не трогают, и в этом случае мы без труда готовы