Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
пути. Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже
совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку
мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в
этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы
сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы
как можно более приблизиться к евангельскому духу: достаточно следовать своей
природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам,
что написаны рукой мастера.
Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать
(христиане часто называют это «быть добродетельным»: чем больше я хочу это
сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один,
два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного. Я хочу быть
самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете
внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите,
как появляется другой просвет, место сходное, родственное нескольким поразившим
вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое
красочное пятно…— и постепенно вас захватывает все Евангелие, но не так,
как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас
действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы
открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал
быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.
Итак, вот два различных, но коррелятивных пути самопознания. Познания
«я»— индивидуума, которое себя утверждает, себя противополагает, которое
отвергает и отрицает другого, то «я», которое не хочет видеть всего себя таким,
как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия, то «я», которое
никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед
судом Бога и людей, то «я», которое не хочет слышать, что говорят о нем люди,
тем более— что говорит о нем Бог, слово Божие. И с другой стороны—