Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

устойчивость, состояние равновесия, изнутри которого можно мыслить и

действовать, составляет предмет всеобщего искания, интереса и цели,

устремления.

Те, кто нашел Бога, ищут и находят этот внутренний мир и устойчивость в

молитве и в Боге; ищут часто, если они верующие, через молитву.

Те, кто нашел Бога, ищут этой устойчивости в молитве— молитве, которая

воспринимается, которую они опытно познали как встречу, как взаимное

присутствие Бога и человека, общение человека и Бога, как, может быть, способ

найти абсолютную точку опоры не только для своей личной жизни, но и для всей

окружающей жизни, для жизни вообще.

Те, кто ищет через молитву, ищут порой поистине изо всех сил. Как в

индийском рассказе о молодой женщине, которую муж бросил в лесу, потому что не

хочет, чтобы она стала жертвой рока и проклятия, тяготеющих на нем.

Проснувшись, она оказывается одна. Она идет по лесу с одним призывом: «Где ты,

возлюбленный мой и господин мой? почему ты скрываешься от меня? О, объявись,

чтобы я нашла тебя!»115 Вот

молитва, так взывают, так с криком ищут те, кто еще не нашел, но кто либо

предвосхищает, либо предвидит это присутствие, которое, может быть, на миг

пересекло их жизнь и без которого они дальше жить не могут.

С другой стороны, это искание происходит также и вне Бога. Мне кажется, надо

признать, что в этом искании внутренней устойчивости вне Бога некоторые

люди— те, кто не верит, те, кто не ищет, те, кто отчаялся и не может

найти,— силятся совершенно исключить Бога, так чтобы можно было найти

новые ориентиры, найти равновесие, установиться в мире без Бога, ибо им

представляется, что причина нарушения равновесия именно в Боге. Но тогда—

и это мы видим постоянно— вместо того, чтобы искать устойчивости, которая

была бы динамичным покоем, покоем напряженным, полным жизни, покоем творческим,

они ищут покоя совершенно статичного, почти покоя смерти, покоя, где ничто не