Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
напора жизни, что кажется неподвижностью. Это, следовательно, динамичный,
бодрый, радостный, живой покой всех сил души и тела. Можно найти образ этого в
писаниях святителя Феофана Затворника. В попытке определить состояние человека
в молитве, одновременно и внутреннее, и физическое, он говорит: тому, кто
молится, надо научиться телом и умом, телом и душой быть как струна скрипки,
настроенная на верную ноту: не перетянутая и не ослабленная. Если она
недостаточно натянута, она не издаст никакого звука. Если, напротив, она
слишком натянута, она лопнет от первого прикосновения.
Это— напряженное равновесие, которое кажется неподвижностью, но
содержит в себе все возможности отозваться музыкально, дать богатый отзвук на
прикосновение благодати. И с точки зрения молитвенной жизни, жизнь в Боге, это состояние
мира и устойчивости, соответствует определенному внутреннему состоянию. Мне
кажется, важно понять, что составляет это внутрьпребывание. Теперь,
когда говорится о внутрьпребывании, либо думают главным образом о каком-то
самоуглублении, о какого-то рода обращенности на себя, в силу которой, войдя в
себя, мы оказываемся с глазу на глаз с самими собой и всё, либо его понимают
как стремление к углублению, которое приводит нас в самые наши глубины.
Внутрьпребывание, которому нас учит молитвенная жизнь, к которому нас
руководствуют подвижники и духовные наставники,— глубже этого, оно
превосходит психологический уровень. Это не самонаблюдение, не самоуглубление и
не обращенность к себе: это внутрьпребывание настолько углубленное, что оно
достигает точки, где мы уходим корнями в тайну присутствия Божия. Это то, что
отцы Церкви называют сердцем человека,— конечный пункт этого
искания, последняя глубина, на которой человек обнаружил свой абсолютный центр
и в то же время открывает, что именно здесь он— лицом к лицу с Богом.
Святой Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорит нам: найди ключ от
собственного сердца и увидишь, что это ключ в Царство Божие. Святой Ефрем Сирин
говорит, что, призывая нас к бытию, Бог вкладывает в сердце каждого, то есть в