Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

напора жизни, что кажется неподвижностью. Это, следовательно, динамичный,

бодрый, радостный, живой покой всех сил души и тела. Можно найти образ этого в

писаниях святителя Феофана Затворника. В попытке определить состояние человека

в молитве, одновременно и внутреннее, и физическое, он говорит: тому, кто

молится, надо научиться телом и умом, телом и душой быть как струна скрипки,

настроенная на верную ноту: не перетянутая и не ослабленная. Если она

недостаточно натянута, она не издаст никакого звука. Если, напротив, она

слишком натянута, она лопнет от первого прикосновения.

Это— напряженное равновесие, которое кажется неподвижностью, но

содержит в себе все возможности отозваться музыкально, дать богатый отзвук на

прикосновение благодати. И с точки зрения молитвенной жизни, жизнь в Боге, это состояние

мира и устойчивости, соответствует определенному внутреннему состоянию. Мне

кажется, важно понять, что составляет это внутрьпребывание. Теперь,

когда говорится о внутрьпребывании, либо думают главным образом о каком-то

самоуглублении, о какого-то рода обращенности на себя, в силу которой, войдя в

себя, мы оказываемся с глазу на глаз с самими собой и всё, либо его понимают

как стремление к углублению, которое приводит нас в самые наши глубины.

Внутрьпребывание, которому нас учит молитвенная жизнь, к которому нас

руководствуют подвижники и духовные наставники,— глубже этого, оно

превосходит психологический уровень. Это не самонаблюдение, не самоуглубление и

не обращенность к себе: это внутрьпребывание настолько углубленное, что оно

достигает точки, где мы уходим корнями в тайну присутствия Божия. Это то, что

отцы Церкви называют сердцем человека,— конечный пункт этого

искания, последняя глубина, на которой человек обнаружил свой абсолютный центр

и в то же время открывает, что именно здесь он— лицом к лицу с Богом.

Святой Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорит нам: найди ключ от

собственного сердца и увидишь, что это ключ в Царство Божие. Святой Ефрем Сирин

говорит, что, призывая нас к бытию, Бог вкладывает в сердце каждого, то есть в