Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
святые живут внутри себя,— по выражению одного из отцов Церкви
Vвека, «под собственной кожей». Почти все— все, потому что святые
редки и сейчас, возможно, становятся еще более редким явлением, чем в ранние
века,— практически все живут жизнью, которая как бы щупальцами выбрасывается
наружу. Люди тянут свои щупальца направо и налево к разным предметам, ко всему,
что могут вообразить привлекательного, смотря по тому, куда их толкает
вожделение. Но очень редки те, кто живет внутренне, кто свободен, потому что не
прилип ни к чему, потому что, как вы знаете, и опыт нам постоянно это
доказывает, как только мы думаем, будто чем-то обладаем, мы делаемся пленниками
этого обладания. Как только мы что-то схватим, мы обладаем тем малым, что
держим, и теряем гораздо больше. Если я возьму эти часы и зажму их в руке, у
меня больше нет руки. Достаточно мне взять в другую руку еще предмет, и я стану
совсем безруким. А если я сделаю то же самое сердцем и умом, я могу оказаться
пленником всех своих богатств.
Может быть, в этом заключается один из важных моментов, которые мы должны
принимать во внимание, когда говорим о нищете духовной, которую
предлагает нам первая заповедь блаженства (Мф5:3). Мы не можем обладать
Царством Божиим, которое есть полнота и свобода, которое есть полнота
самовластия, которое есть освобождение от всего, которое есть предание себя
Богу, которое подлинно есть свобода,— мы не можем принадлежать Царству,
если сердцем и умом, телом и всей волей и устремленностью мы полностью прилипли
ко всему, что нас окружает, и не только к тому, что видим, но и ко всему, что
можем вообразить. И чтобы быть пленником вещей, не обязательно быть привязанным
к чему-то, что больше нас самих. Мы— пленники того, что считаем своим
богатством, и с точки зрения внутренней жизни это нас связывает, мы делаемся
неспособными освободиться в этом смысле.
Так что здесь— борьба, которая состоит в высвобождении, освобождении,
борьба, которая направлена к тому, чтобы дать нам устойчивость, внутреннюю