Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

важнейших вопросах жизни: Бог, цель жизни, первопричина всего, нравственные

основания наших поступков и так далее. Пока есть эта неуверенность— и она

охватывает нас различно, под видом сомнения, которое поражает все области нашей

мыслительной деятельности,— мы не можем обрести внутреннего мира, мы все

время будем в состоянии внутренней разделенности, а не в состоянии единства,

собранности. Мы не будем цельны, мы будем разбиты.

Еврейское слово, означающее «истина», созвучно слову «столб». Истина—

это что-то абсолютно устойчивое, что-то прочное, установившееся. Это что-то,

чего не может поколебать ничто, что-то, что может служить точкой опоры для

постройки. Сомнение— это состояние внутренней разделенности, при котором

у нас нет ни устойчивости, ни точки опоры. А между ними стоит вера, понимаемая

не как глупое легковерие, а как прозрение, позволяющее нам, на основе уже увиденного,

на основе того, что мы уже знаем о жизни божественной и о глубинах бытия, быть

уверенным в невидимом. Это определение из Послания к Евреям (Евр11:1).

Обычно, приводя это определение веры, мы делаем упор на невидимом, тогда

как надо бы ставить ударение на уверенность. Очень важно помнить, что

вера— не просто акт доверия. Один английский богослов приводит детские

слова (мне кажется, ложно; он, должно быть, сам их придумал): «Что такое вера?»

—«Это способность утверждать истинность того, что заведомо ложно». К

сожалению, на деле вера очень часто сводится к этому. И тогда, поскольку у нас

нет ни опыта, ни решимости заключить пари Паскаля118, мы совершаем «акт доверия», то есть

интеллектуально отступаем и говорим: ладно, это, может быть, и верно, я это

принимаю, потому что так удобнее. Такая вера не освободит нас от

интеллектуальной неуверенности, не даст нам внутренней устойчивости. Вера, о

которой говорится в Священном Писании, основана на опыте, которого достаточно,

чтобы по аналогии сказать: зная это, я могу верить остальному. Но это вовсе не

легковерие, позволяющее нам принять что угодно.

Если мы оставим теперь область интеллекта и обратимся к области сердца,